Главная / ЖКХ / Раздельный сбор мусора: перспективы и реалии

Раздельный сбор мусора: перспективы и реалии

Пару лет назад в общей квитанции об оплате коммунальных платежей было объявлено о грядущем запуске раздельного сбора мусора. Правда, поэтапного. Завершается 2020 год, а воз и ныне там.

Во дворе дома №25 по улице Карельской в городе Сортавала сохранился отдельный контейнер для складирования макулатуры.

Попытка разобраться в ситуации на примере отдельно взятого Сортавальского района — в нашем материале.

Дано: с 1 января 2019 года в регионах России должна была начаться массовая «мусорная реформа» — был введён закон о раздельном сборе мусора. Это обусловлено и устареванием системы обращения с бытовыми отходами в стране, и переизбытком подобного мусора на свалках и местах скопления. А многому из этого можно дать «вторую жизнь» в результате переработки и повторного использования или просто грамотной сортировки, в результате чего мусор будет занимать меньший объём и работать на пользу общества.

Исполнять законодательство поручено «мусорному монополисту» — региональному оператору по обращению с отходами. В случае с Карелией — ООО «Автоспецтранс». В результате реформы вывоз мусора стал коммунальной услугой, но вместе с тем по новым требованиям все регионы должны разработать территориальную схему, утвердить региональную программу обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Eсли в Петрозаводске есть хоть какие-либо примеры визуализации процессов по сортировке мусора (например, «Сбор-мобиль» или «Компостмобиль»), то в Приладожье, кажется, этот процесс и не стартовал.

Жители города Сортавала и Сортавальского района уже несколько лет пытаются привлекать внимание к необходимости разделения мусора, а также приучения населения к подобной полезной практике. Процессу мешает как минимум отсутствие доступной визуальной составляющей — контейнеров для раздельного сбора.

В Сортавальском районе существует ряд организаций, которые занимаются просветительской работой в сфере экологии и проводят акции по раздельному сбору мусора и привлечению внимания к проблеме. Однако без конечного этапа — непосредственно организованной сортировки — этим идеям сложно развиваться. В городе Сортавала нужны специальные контейнеры в разных микрорайонах, чтобы каждому жителю было удобно сдать отсортированный мусор.

Eсли мыслить логично, то следующим этапом должна быть дальнейшая сортировка и переработка. С подобной просьбой были отправлены несколько обращений в адрес регионального оператора и правительства Карелии. Исходя из недавнего ответа, на 2020 год объекты по переработки мусора в Карелии попросту отсутствуют, а транспортировка до ближайших объектов переработки (в других регионах России), стоимость приёмки являются убыточными. По словам того же оператора, подобный проект по договору концессии может быть реализован только к 2023 году. Однако Сортавальский район может стать одним из первых в этой области. В настоящее время обязанность по сбору и вывозу мусора здесь возложена на ООО «Спецтранс», компанию, уже известную организацией собственной сортировочной линии ещё до реформы и введения регоператора. Тогда, в условиях свободного рынка, компания реализовывала свою деятельность в части районов Приладожья. Вместе с изменениями и новой системой выбора подрядчика компания проиграла конкурс, остановилась и работа сортировочной линии. В связи с недобросовестностью ООО «Автоспецтранс» с весны 2020 года «Спецтранс» вновь получил право вывозить мусор, и у него появились надежды на светлое сортировочное будущее.

Как рассказал генеральный директор предприятия Андрей Чайков, с 2018 года, когда был введён новый региональный оператор, компании не оказывается необходимое содействие, в том числе и с запуском мусороперерабатывающего комплекса. Именно поэтому ООО «Спецтранс», имея лицензию на обработку отходов, просто вытряхивает баки и везет ТБО на обычную свалку. Понимая важность внедрения сортировки на территории города Сортавала и Сортавальского района, «Спецтранс» обратился к депутатам поселения. Депутаты обратились к министру природных ресурсов и экологии Карелии с просьбой «отделения» Приладожья от регионального оператора. Законодательство позволяет осуществить такой запрос — существование нескольких региональных операторов на территории региона возможно.

P.S. Идеальная ситуация представляет собой сбор отходов, транспортирование, выгрузку на мусороперерабатывающем комплексе и сортировку. Далее всё, что возможно, подвергается вторичной переработке, а «хвосты», на первом этапе, доставляются на свалку. Поддержке государства можно построить биогазовую станцию и получать из остатков (хвостов, не подвергшихся переработке) биогрунт. В конечном итоге получаем полную реализацию программы и «ноль отходов». Хочется верить, что в будущем необходимые процедуры будут проведены, и карельская земля задышит свободно.

***
фото: Для сбора строительного мусора необходимо заказывать специальный контейнер.

0

Оставить комментарий

Похожие записи: