Главная / События и факты / Ноябрь 41-года. Ладога. «Дорога жизни»

Ноябрь 41-года. Ладога. «Дорога жизни»

«Мы родились в двадцатом —

Двадцать третьем году,

Выжил только десятый,

Девять — пали в бою….»

(И. Медведев — защитник Ленинграда)

Уходящий 2021 год — удивительный год, год, преподносящий нам, вернее, нашей человеческой, гражданской памяти испытания, проверку на верность, способность сохранять воспоминания о прошедших важных событиях, заслуживающих вечной памяти, знаменательных для Отечества, каждого гражданина.

19 ноября исполнилось 80 лет начала спасательно-героической работы легендарной «Дороги жизни» на легендарном, дорогом россиянам Ладожском озере.

«Дорога жизни» — единственная магистраль через Ладожское озеро, в период навигации — по воде, зимой — по льду, связавшая с сентября 1941 по март 1943 блокадный Ленинград с тылом страны», — скупые строчки в Энциклопедическом словаре о подвиге тысяч и тысяч советских людей, защищающих город. Это подвиг лётчиков, военных и гражданских моряков, воинов Красной Армии, водителей машин, железнодорожников, гидрографов, строителей. Это подвиг тех, кто охранял и обслуживал «Дорогу жизни». Это подвиг мужественных, стойких ленинградцев.

В многовековой, многосложной истории человечества не встречалось деяний ума и рук людей подобных невероятной ладожской «Дороги жизни». В западном мире, кричащем о своём превосходстве, нет озера, наречённого народом «Дорога жизни», нет там и людей, готовых бескорыстно служить во имя свободы, независимости своей земли.

Сурово-жестокое лето и осень 1941 года. Решимость отстоять Ленинград сплотила население города, воинов фронта и моряков Балтики и Ладоги в единую силу. «Пока бьётся сердце, пока видят глаза, пока руки держат оружие — не бывать фашистской сволочи в городе Ленина», — слова из клятвы балтийцев.

30 августа 1941 года врагом перерезана последняя железная дорога, связывающая Ленинград со страной.

На 6 сентября для снабжения населения города имелось: муки на 14 дней, крупы — на 23 дня, жиров — на 21 день.

23 августа 1941 года принято решение Государственного комитета обороны об организации перевозок через Ладожское озеро. Выбором направления «Дороги жизни» занималось 12 разведгрупп. 19 ноября результаты разведки ледовой трассы были готовы, в тот же день был подписан приказ войскам Ленинградского фронта «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро». С 26 ноября 1941 года ледовая дорога стала называться Военно-автомобильная дорога № 101.

20 ноября на восточный берег двинулся санно-гужевой обоз. 350 упряжек, управляемых простыми решительно-смелыми людьми, направились в сторону Кобоны, где были запасы продовольствия. Сложно представить трудности первого рейса, представить преодоление, казалось бы, невозможного. Однако 21 ноября в Осиновец по ледовой трассе было доставлено первое продовольствие — 63 тонны муки (ежесуточное потребление составляло 1 100 тонн). В этот же день по ледовой дороге прошла первая легковая машина. 22 ноября 1941 года с западного берега вышла колонна из 60 автомобилей ГАЗ-АА, шли по тонкому льду с открытыми дверцами…

Загрузив в Кобоне автомашины ржаной мукой, ранним утром 23 ноября колонна отправилась в обратный путь.

Так родилась знаменитая ладожская Военно-автомобильная дорога № 101. «Дорогой жизни шёл к нам хлеб, Дорогой дружбы многих к многим. Eщё не знают на земле Страшней и радостней дороги».

(Ольга Бергольц «Ленинградская поэма»).

В ноябре по радио была передана передовая «Ленинградской правды»: «Лениградцы многое перенесли за месяцы осады. Но впереди предстоят испытания ещё более суровые, лишения ещё более тяжёлые. К ним надо быть готовым. Надо прямо и трезво смотреть правде в лицо».

«Но ленинградцы милости не просят,

И принимают — пусть неравный -бой». (Б. Шмидт — боец Ленинградского фронта).

За первую военную зиму было эвакуировано 514 тысяч ленинградцев и 35 тысяч раненых бойцов, вывезено 3 100 железнодорожных вагонов оборудования. «Переехать Ладогу — однозначно выжить. Не только самому выжить, но и увеличить шансы на жизнь тем, кто остался в блокаде: пайка уехавшего попадала в общий котёл блокадников. Это общеизвестно». (Г.А. Горышин — «Ладога», 1989).

Зима 1941-42 годов была беспощадно суровой.

Декабрь 1941 года — иссякли запасы топлива, прекратилось отопление зданий.

Январь 1942 года — встал городской транспорт, прекратилась передача электричества в квартиры.

Январь 1942 года — замёрз водопровод, перестала действовать канализация.

За 152 дня ледовой дороги было перевезено с восточного берега Ладоги 361 109 тонн различных грузов, в том числе более 70 процентов продовольствия. В город доставлялись горюче-смазочные материалы, боеприпасы, боевая техника, по льду озера шли артиллерия и танки. 24 апреля закончила работу ледовая трасса, ладожские пути вернулись к морякам военной флотилии и водникам Северо-Западного пароходства. В период второй навигации планировалось организовать перевозки по малой и большой трассам: Осиновец — Кобо-на, Осиновец — Новая Ладога. Военный совет фронта утвердил суточный план перевозок в 5 200 тонн (в том числе 2 500 тонн продовольствия и 3 000 человек эвакуированных). Объём перевозок увеличивался.

В августе 1942 года утверждён «План мероприятий по организации автомобильной дороги через Ладожское озеро на зимний период 1942-43 года». Этот план предусматривал строительство железнодорожного пути протяжённостью 35 километров по льду Шлиссельбургской губы. Он должен был соединить станции Ладожское Озеро и Кобону. Строительство линии было прекращено в связи с прорывом блокады Ленинграда.

12 января 1943 года в наступление перешли Ленинградский и Волховский фронты. Наступление началось мощной двухчасовой артиллерийской подготовкой. Семь дней, с 12 по 18 января, шли ожесточённые бои южнее Ладожского озера, 18 января встретились воины двух фронтов. В этот же день наши войска штурмом овладели Шлиссельбургом. Блокада Ленинграда была прорвана на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера. Ночь. 18 января ленинградцы услышали долгожданную весть, её трижды повторили по радио: «Блокада прорвана!». «Великая волна радости захватила мужественный город. Город не спал. Может быть, за всю историю у него не было такой ночи, такого ощущения своей духовной силы, создания своей непобедимости…» — В.Ф. Павлюченко, П.Л. Редькин.

В день прорыва блокады, 18 января 1943 года, Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве железнодорожной ветки на только что освобождённой узкой полоске земли южнее Ладожского озера. Всего 18 дней понадобилось фронтовикам-железнодорожникам, чтобы построить дорогу протяжённостью более 30 километров, три станции, линию связи, два пункта водоснабжения, 22 малых и 5 средних мостов, а также переправу через Неву длиной 1 300 метров.

Утром 7 февраля 1943 года первый прямой поезд подошёл к украшенному перрону Финляндского вокзала. Навстречу неслось «ура» и торжественные звуки оркестра.

Город стал располагать двумя коммуникациями: железной и ледовой дорогами. Военный совет фронта дал указание Ладожской военной флотилии и Северо-Западному речному пароходству, как и в 1942 году, осуществлять перевозки по водной трассе. Моряки и речники, как и в прошлые навигации, проявляли истинное мужество и геройство.

«У нас, в Ленинграде, все герои! Но когда я вижу человека с Ладоги, мне хочется поклониться ему как герою из героев!» — из дневника школьницы М. Бубновой.

«Днём и ночью, в метель и оттепель, под бомбёжками и обстрелами шли через Ладогу колонны грузовиков. На трассе водителей подстерегало множество опасностей. Но дорога действовала! И героический труд «Дороги жизни» принёс первые результаты: 25 декабря 1941 года, впервые после установления блокады, хлебный паёк был увеличен: рабочим и военным на 100 граммов, всем остальным — на 75 граммов», -Т. Семёнова.

Ленинградцы понимали, какой ценой доставался каждый грамм хлеба.

«Не зря старушка в булочной одной

Поправила стоявших перед нею:

— Хлеб, милые не чёрный.

Он ржаной,

Он ладожский, он белого белее.

Святой он.» (Вера Инбер).

Окончательно блокада Ленинграда ликвидирована 27 января 1944 года.

Один из составов блокадного хлеба: мука ржаная — 50%, целлюлоза — 15%, солод — 10%, соевая мука, отруби и обойная пыль — 25%. Использовалась также коровая мука (от слова — «кора»).

***
фото: «Дорога жизни».;

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Племхозяйство «Ильинское» восстановило животноводческий комплекс и построило доильный зал в Видлице

Коровник рассчитан на 400 голов, животных в нем будут содержать без привязи На ремонтно-восстановительные работы направили порядка 220 млн рублей,…

Читать Далее