Главная / События и факты / Профессия - театральный художник

Профессия — театральный художник

К Международному дню театра мы решили рассказать о важной театральной профессии — профессии театрального художника. Человек этой профессии, создавая декорации, очень сильно влияет на восприятие постановок зрителем, но его фигура обычно остаётся в тени кулис.

Оксана Сапронова

Мы побеседовали с Оксаной Сапроновой, которая на данный момент является единственным в городе работающим театральным художником.

— Оксана, расскажите, пожалуйста, как давно Вы работаете в театре, как называется Ваша должность?

— Работаю я в МУП «Центр досуга» третий год. Моя должность — художник-декоратор.

— Что входит в Ваши обязанности — только декорации сцены или костюмы тоже?

— Я оформляю спектакли народного молодёжного театра-студии «Дети понедельника», иногда помогаю Ксении Румянцевой оформлять спектакли кукольно-театральной студии «Добрый дом», хотя она обычно сама прекрасно справляется. В мои обязанности входит оформление всех мероприятий Центра досуга. Работаю и с костюмами. Бывают моменты, когда режиссёр со мной советуется: как я вижу оформление спектакля, чтобы собрался весь образ. Довольно часто у меня уже есть представление о том, какие декорации и какие костюмы должны быть.

— Какое профессиональное образование у Вас есть, что Вы закончили?

— Я по образованию техник-архитектор, окончила Санкт-Петербургский индустриальный колледж строительных материалов и деталей. Также я училась в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (не закончила по ряду причин), а ещё Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Конечно, всё это творческие специальности, и этот опыт мне очень помогает сейчас в работе со сценографией.

— Что самое сложное в Вашей работе? Какие трудности интереснее всего преодолевать?

— Самая основная проблема — это финансовая, недостаточный бюджет, приходится выкручиваться.

— Бывает ли, что режиссёр в театре не согласен с Вашей концепцией? Спорите, приходится отстаивать свою позицию?

— Да, и такое бывает. Бывает, что режиссёр мне ставит задачи, а меня уже другая картинка сложилась, и приходится разговаривать, спорить, убеждать.

Расхождения больше в подходах, я хочу попробовать что-то новое, нестандартное, а режиссёр ещё не готов к таким экспериментам. Например, у меня была идея сделать декорации просто в виде скетчей. Сейчас у нас спектакли по сюжету с простыми декорациями.

— У актёров часто бывает мечта сыграть какую-то особенную роль, а у Вас есть мечта оформить какой-то особенный спектакль?

— Такой оформленной мечты нет, потому что я ещё мало работаю в театре, но, конечно, хочется попробовать что-то сложное, с необычными техническими решениями, с подсветкой, с мобильными конструкциями. У нас, правда, сцена небольшая и развернуться негде, королевство маловато (смеется).

— С 17 по 19 марта вы ездили в Петрозаводск на семинар для повышения квалификации. Расскажите о поездке, задачах, новшествах, участниках.

— Центр народного творчества и культурных инициатив проводил трёхдневный методический семинар-практикум «Сценография. Изготовление декораций и реквизита для самодеятельного театра». Участниками стали работники учреждений культуры из 11 населённых пунктов: Сортавала, Пряжа, Надвоицы, Сегежа, Беломорск, Кемь, Калевала, Костомукша, Суоярви, Шуя, Ильинское.

Для меня семинар оказался очень полезным. Я оказалась единственным художником театра, большинство участников были руководителями коллективов или учреждений. Я давно просила отправить меня поучиться, и вот свершилось. Многие вещи прояснились, в чём-то я окончательно утвердилась (поняла, что всё делаю правильно, двигаюсь в верном направлении), чему-то научилась. Было очень много практических заданий с реквизитом, то есть много попробовали сделать своими руками. Довольна поездкой.

— Знаю, что театром Ваша деятельность не ограничивается. Где ещё удается применять свои способности?

— Много работала с оформлением частных мероприятий совместно со студией декора «Клюква». Рисую, люблю графику, в этом прямая связь с архитектурным образованием. Мечтаю создать книжку-раскраску с сортавальской архитектурой. Также я занимаюсь игрушками ручной работы, в частности изготовлением мишек «Тедди» и даже становилась победителем международной выставки «Teddy Fun».

— Интересно, что Ваши родители тоже творческие люди, и сын Павел сильно увлечён художественными процессами, занимается макетированием и моделированием? Это какое-то взаимное влияние или просто других вариантов никогда и не рассматривали в выборе своей стези? Получаете поддержку друг от друга, советуетесь в сложные моменты поиска?

— Влияние среды несомненно есть. Мои родители — музыканты, хотя папа всю жизнь увлекался резьбой по дереву и играл в самодеятельном театре. Мой выбор профессии был скорее бунтом, так как родители настаивали на музыкальном образовании, но я, чувствуя творческое начало, всегда что-то делала руками, я выбрала художественную школу и в целом это направление.

На сына я никак не влияла насильно, просто он всегда видел, что я что-то делаю и пробовал повторять. Начиналось это с лего, потом ему стало неинтересно лего, он стал добавлять другие материалы и вот так сформировалась его увлечённость. Теперь уже чаще я наблюдаю, что и как он делает. Иногда помогаю с расчётами, потому что он в силу возраста многое делает по наитию. Меня поражает, как он видит цветовые сочетания, очень свежий взгляд у него.

— Спасибо, Оксана, за интересную беседу. Желаем новых вызовов в Вашей профессии и больше возможностей для самореализации.

***
фото: С театром на гастролях.;Рисунок Оксаны Сапроновой.;Мишки Тедди О. Сапроновой.;На семинаре в Петрозаводске.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

«Маленький чемпион»

Детская олимпиада «Маленький чемпион» для семей с детьми в возрасте от 6 месяцев до 11 лет (включительно) пройдет в городе…

Читать Далее

Идём на «Взлёт»!

12 апреля в Социально-культурном молодёжном центре состоится ежегодный Региональный молодёжный форум «Взлёт». Организаторы приглашают старшеклассников и студентов, а также их…

Читать Далее