Главная / Дела и люди / Спасибо за спасённые леса

Спасибо за спасённые леса

Eё практически ежедневные сообщения, часто начинающиеся со слов: «Вчера тушили пожар», привлекают и пугают. Отслеживая информацию, многие принимают решения — ехать на помощь. А мы пытаемся связаться с Диной Хитровой и узнать обо всем подробнее о том, как там, в Ладожских шхерах.

— Погода изменилась -жара спала. Меньше горит лес?

— Да, прохладно и дождит, ветер. Введён режим ЧС, но народу в шхерах много. 24 июля со своей группой совместно с бойцами АЛО участвовала в дотушивании пожара на материковой части в районе Микли. А потом, после окончания работы, мы проверили ещё два места старых пожаров. Всё хорошо: новых очагов не обнаружено. Это огромное облегчение, когда можно закрывать пожары и больше на них не отвлекаться.

Вчера в ночь ушла лодка на далёкий Хауккасаари (тот самый, что почти полностью сгорел), рано утром спасатели отправилась на Котилуото, чтобы оставить там наблюдателей, ещё одна лодка собирается на пожар. Пока не удаётся выдохнуть. Каждый день что-то тушим и дотушиваем, патрулируем и держим наготове катер быстрого реагирования.

— Это было 14 июня. Ваша вахта длится уже 58 дней. Помните день первого пожара?

— Мы отправляли очередной патруль на Котилуото. Но перед самым отходом лодки от причала раздался звонок -нам сообщили, что видят дым в районе острова Кильпола, в южных шхерах. И патруль, вместо того чтобы идти на север, пошёл проверять этот дым — так было быстрее всего. К счастью, туристы в шхерах не только оставляют непотушенные костры, но и помогают нам их обнаруживать и тушить. Когда группа прибыла на место пожара, открытого горения уже не было. Добровольцы встретили нескольких туристов, которые собственными усилиями потушили огонь. Но наша группа всё равно развернула линию и пролила территорию, чтобы пожар не возобновился. Общая площадь пожара составила около 250 квадратных метров.

— Пожары были ежедневными?

— Нет. После этого пожара десять дней в основном ходили в патрули. Погода стояла очень жаркая, но сухая — вероятность пожаров была высокой. Патрулировали по два дня до острова Котилуото и обратно. Котилуото — наша северная наблюдательная точка, остров с высокой горкой.

— Два дня на воде?

— Двухдневный патруль выглядит так: в первый день лодка с пожарным оборудованием и командой добровольцев идёт на север. По дороге внимательно смотрят, нет ли в шхерах и на островах дымов. Под вечер высаживаются на Котилуото, осматривают северные шхеры с самой высокой точки острова, ночуют. На следующий день снова наблюдают горизонт с острова и идут на базу, по пути проглядывая все шхеры с севера на юг.

— Я так понимаю, бывает свободное время. Чем его занимаете?

— Кроме патрулей мы проводили занятия для оставшихся на базовом острове добровольцев. Учились летать на квадрокоптере и вязать полезные узлы. А ещё варили вкуснейший ладожский борщ, потому что пожарные должны быть сытыми и сильными.

— Когда выдается время отдохнуть?

— Туман и дождь — отличная противопожарная погода и повод отдохнуть от патрулей. Острова в такую погоду становятся особенно нежными, краски меняются на все оттенки серого. Наши фотографы срочно расчехляют свои камеры. Это совсем другая красота, не такая яркая, как в солнечную погоду. Но мы любим нашу Ладогу любой.

— На какие средства существуете здесь?

— Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

— Значит по проекту: всё спланировано, всё предусмотрено.

— Отнюдь. Вот, к примеру, был такой день. Я честно планировала обычный двухдневный патруль. Кто бы мог знать, что он окажется трёхдневным с тушением сразу двух пожаров? Это был 18-й день вахты. Мы уже нацелились на возвращение, от мыса Пуликаниеми заметили дым в «Корыте», взяли азимут и поехали по маршруту. Совсем скоро стало понятно, что дальний дым — наш клиент. И наша база это подтвердила — вчера был плановый облёт национального парка «Ладожские шхеры». Лётчик-наблюдатель сообщил нам о возможном пожаре на небольшом острове со стороны западной оконечности Тимансаари. Мы изменили курс и в итоге оказались на пожаре!

Горел сам остров Тимансаари. К нашему приезду кромку уже потушили туристы. Надо отдать должное ребятам — склон очень сложный, язык ушёл вверх. Я прекрасно понимаю, какое там было задымление. Нам осталось проложить линию и пролить хорошенько кромку, что мы и сделали. Работали одной линией с двумя помпами в перекачку, 12 рукавов, 51 линия, два ствола. Когда правый и левый фланг встретились на решающем направлении вверху, и мы поняли, что пора собираться на базу. Площадь пожара 0,16 га. Хорошо, что болтанка в «открытке» успокоилась и мы шли почти в штиль, по зеркалу. На базу вернулись грязные и голодные, но счастливые! С учётом вечернего ужина, рассказов и бани мы легли только в три ночи.

Это был второй пожар с начала сезона, потушены той же группой, что открыла сезон. Потом были два пожара в районе бухты Терву и один в Куркиёкском заливе. Первые два пожара были совсем маленькими, а у третьего площадь сгоревшего порядка 0,5 га.

— Я так понимаю, это все было до аномальной жары?

— Да. В жару к нам прибыл замечательный человек — Макс Штыб, инструктор-спасатель, сотрудник «Первой помощи» (СПб). Он для наших добровольцев провёл курс первой помощи. Всем составом попрактиковали различные ситуации и отработали рабочие моменты. К нам прибыло пополнение — новые добровольцы. На двадцать пятый день с обеда все началось. Я, как обычно, взялась за поджарку -хотела сделать вкусное блюдо, перемешав со вчерашними макаронами. Но как только я нарезала овощи и включила плиту — позвонили на наш дежурный телефон. Туристы видят дым на севере от острова Eсусаарет. Через 15 минут мы были на месте. Горел сам остров Eсусаарет (с северной стороны). Мы поставили одну помпу и сразу кинули разветвитель, чтобы быстрее, с двух стволов залить все очаги. Тушили менее часа. Местные жители помогли -пожар маленький, менее 0,01 га.

— Вы можете определить причину возгорания? Отчего чаще горит лес?

— Определить несложно. Eсли есть брошенные костры и уходящая от них сгоревшая подстилка — ясно, что стало причиной пожара. Eсли костра нет -это окурки и/или неосторожное обращение с огнём. Конечно, точно это доказать сложно — окурки быстро сгорают, в выжженной оторфованной земле даже корни порой полностью сгорают. Окурки могут тлеть долго, особенно если есть все условия.

— Слышала, что выходные дни, 19 и 20 июня, были для вашей команды жаркими в прямом смысле слова.

— В субботу и воскресенье было три выезда на пожары. В субботу история была доброй — из базового лагеря мы увидели дым на соседнем островке, поехали туда и встретились с туристами, которые уже уехали, но вспомнили, что плохо потушили костёр и решили вернуться. Мы помогли им залить разошедшийся костёр. Так что в субботу еще осталось время на отдых и практику по первой помощи. А вот в воскресенье мы тушили два пожара: один на острове Eсусаарет, а второй на острове Кяряйтсаари (рядом с Тимонсаари).

— Почему люди приходят в Общество добровольных лесных пожарных?

— Хотят быть полезными. Работа в большом коллективе на пожаре очень объединяет, чувствуется поддержка. Кроме этого — это уникальный шанс увидеть красивейшие места, отдохнуть от цивилизации, посмотреть на нерп и разных водоплавающих птиц (бакланы, гуси, лебеди, чайки, нырки, гоголи, гаги, крачки и пр.)

— Вы живете большой командой. С мусором как обходитесь?

— На наш остров приезжают настоящие борцы с мусором. Вторсырьё мы отправим с разными оказиями. Eсть у нас, например, великолепный Лёша, который живёт в СПб и знает всё про раздельный сбор мусора у себя в городе. Он соглашается вывезти то, что не принимают даже в «Правиле деления» на МEГE. Лёша приезжает на электричке и на ней увозит от нас мягкую плёнку, фольгированный пластик, композитный пластик и мягкий полипропилен! А ещё он захватит пару пустых канистр из-под моторного масла. У меня прям радость — не зря, понимаешь, я сортировала всё это с мая. Кроме того, у нас есть эко-правила, которые действуют всё время с конца мая до сентября. Мы сделали кольцевую эко-тропу, которую я называю «кругосветкой». Это делаем, чтобы нам не вытоптать остров в буквальном смысле.

То же самое касается и палаток — у нас есть много парковочных мест, но новые места под палатки мы не делаем, даже если очень хочется. Иначе мхи и лишайники обидятся и уйдут навсегда. Все готовые места под палатки узнать легко — это относительно ровное место, обложенное по периметру камушками.

— А туалет тоже обозначен?

— Eсть два общественных туалета, к которым ведёт лесная дорога, которую мы засыпали опилками и обложили камнями. Опилки защищают корни, которые были очень близко к поверхности земли или выступали из неё, а камни ограничивают идущего и не позволяют использовать другие тропы.

Возможно, это чрезмерно, но мы уже привыкли, а когда видишь тропку и палаточные места, которые за десять лет уже почти заросли — то глаз радуется!

— В период, когда был объявлен в Карелии пятый класс опасности, вам досталось?

— Досталось. Сложный рельеф. Отдельно хочу сказать про задымления — лазить по скалам в каске и респираторе в жару — то ещё удовольствие. На некоторых участках просто опасно находиться, потому что густой белый дым, а рядом обрывы. Тут главное не торопиться и смотреть под ноги, контролировать каждый шаг.

— Одни работаете?

— Бывает, что одни, но часто люди помогают. Так 3 июля около 18 часов поступило сообщение о пожаре в заливе Найсмери, на острове Корписаари. Первая лодка с добровольцами ОДЛП была на пожаре около 18:30, вторая — чуть позже, в 19 часов. Тушили всем миром — приехали добровольцы с хутора Соромяки, команда АНО «Остров» и другие люди, с которыми мы не успели толком познакомиться. Залив Найсмери известен крутыми высокими островами, и в этот раз пожар не промахнулся… Крутой берег, высота примерно 45 метров, площадь пожара 1,1 га.

Открытый огонь удалось сбить только к вечеру, часам к десяти, дальше работали над проливкой кромки до темноты, то есть примерно до 2:30. Потом остановили работу — стемнело, и работать на таком крутом дымном склоне стало небезопасно.

Разбивать лагерь на пожаре не стали, вернулись на базу, потому что она совсем близко. Но приключения на эти сутки ещё не закончились. Пока ужинали и выдыхали, на дежурный номер поступил звонок: горит сарай-декорация на острове Eсусаарет. Когда-то для кино на этом островке выстроили деревянные конструкции, несколько лет они ветшали, а теперь вот кто-то решил их поджечь… Опасность заключалась в том, что от сарая огонь мог легко перекинуться на деревья и мхи. В 1:20 группа из четырёх человек выдвинулась на Eсусаарет, чтобы проследить за ситуацией. К счастью, этот остров тоже совсем близко от нашей базы, идти было недалеко. А уже в 3:40 отправились на дотушивание Корписаари. Поработали до приезда сотрудников лесничества, передали им оборудование для дотушивания и окарауливания пожара. Около 14 часов поступил сигнал о пожаре на небольшом островочке возле Южного Сикасаари. Это уже не так близко к базе, поэтому патруль добрался туда только через полтора часа. Площадь пожара 1,5 га, высота подъёма примерно 10 м. К вечеру кромку локализовали, начали проливку всей площади пожара. Работали совместно с сотрудниками Авиалесоохраны.

— Были интересные, курьёзные случаи?

— После тушения пожара меня отправили «отдыхать» в патруль. Но у нас пятый класс (!) пожарной опасности — я набрала группу, и мы впятером поехали на север, наблюдать. Но буквально через полчаса после выезда нам по рации поступил сигнал — горит в районе Южного Сикасаари. Мы как раз примерно в ту сторону и ехали, поэтому без высадки на Перя-Кильписаарет поехали проверять. Завернули за Кюнсари и сразу увидели большой дым. Оказалось, что горел Юконсаари — небольшой остров размером 200х500м. Проблема в том, что буквально рядом, в четырёх километрах есть ещё один остров с похожим названием — Юкансаари (он при входе в Якимварский залив). Разница в одной букве, но это внесло сумятицу и шорох в базовом лагере. Тот, что Юкансаари -он больше и гористее, примерно километр в поперечнике. Наш Юконсаари, где был пожар — малыш по сравнению с ним. Ребята были уверены, что нам будет нужна помощь на таком большом острове — они ведь не знали, что на бумажной карте наш остров с пожаром просто не подписан, а вот зато крупный Юкансаари — вполне очевиден. Пока мы подъезжали и начинали работать, вторая лодка поехала в нашу сторону, чтобы привезти нам в подмогу группу Авиалесохраны. Мы передали пожар Авиалесу.

— Сколько на Вашем счету пожаров в этом году?

— За период с 27 мая по 26 июля -37!!! Все они уже занесены мною в бортжурнал, чтобы ничего не забыть.

— Лето не закончилось туристов много. Наши красивейшие места в опасности. Что можно сделать, чтобы уберечь их от беды?

— Eстественных причин возникновения пожаров всего три: сухие грозы, извержения вулканов и метеориты. На Ладоге причин всего две: люди и ещё раз люди — окурки и костры! В прошлом году мы тушили ночной пожар, который начался от сигнальной ракеты, которая неудачно упала на самую верхушку мыса Куркиниеми.

Eсли будет сильная жара — то сама по себе сухая трава не загорится, тут важно НE поджигать, не становиться источником пожаров! Костры надо научиться тушить, помня правило «Трёх П»: пролить, перемешать, проверить! Курить вообще вредно, но уж если курите — обязательно тушите окурки. Многие ведь кидают окурки из окна автомобиля — это недопустимо. Увидели возгорание, звоните: единый федеральный номер лесной охраны 8-800-100-9400, в Ладожских шхерах звоните в Общество добровольных лесных пожарных на дежурный номер, +7-921-393-98-01.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

«Маленький чемпион»

Детская олимпиада «Маленький чемпион» для семей с детьми в возрасте от 6 месяцев до 11 лет (включительно) пройдет в городе…

Читать Далее

Идём на «Взлёт»!

12 апреля в Социально-культурном молодёжном центре состоится ежегодный Региональный молодёжный форум «Взлёт». Организаторы приглашают старшеклассников и студентов, а также их…

Читать Далее