Главная / Дела и люди / Профессия экскурсовода и любовь к маленькому городу

Профессия экскурсовода и любовь к маленькому городу

Утро. Солнечный свет рассеивается сквозь липы, в центральном сквере шумит фонтан, прохожие идут по своим делам, заглядывая в «Хлебную лавку» за свежими калитками. «Это здание было перестроено, архитектор задумал вписать первоначальные объёмы в новое — уже в стиле функционализм», — слышится рассказ экскурсовода возле здания Сеурахуоне. Люди в ярких куртках рассматривают овальные светильники над лестницей, ведущей в киноконцертный зал.

В последние годы на улицах города часто можно встретить экскурсоводов, и мы решили расспросить знакомого гида Романа Булатова о том, как он пришёл в профессию, сделал первый тур в Карелию. Мы поговорили о Сортавала и о том, как превратить интересное занятие в полноценный способ заработка.

Роман живёт в Петербурге, но интересы и, в общем-то, уже часть жизни неразрывно связаны с нашим городом. Здесь молодой человек работает гидом и координирует местный «ТомСойерФест»: с волонтёрами, но чаще в одиночку реставрирует дом на Карельской, 34. Романа часто можно встретить в городе и горном парке, в 2020 году он даже получил значок «Молодёжь года» за свою активную жизненную позицию. Говорит, что в узких кругах стал «своим», с удовольствием переехал бы в Сортавала жить, но пока мешают обстоятельства.

— Роман, расскажите, как Вам пришла идея стать гидом?

— Интерес к экскурсиям у меня возник в конце первого курса университета, когда на информационном стенде в общежитии я увидел объявление об экскурсии в Богословку под Петербург. Тогда очень красивая деревянная копия церкви, похожая на летнюю церковь Кижского погоста, ещё достаивалась. С экскурсоводом, который организовал эту поездку, я ездил несколько лет, мы стали хорошими знакомыми. Со временем в этих поездках я стал добавлять информацию по географической и геологической части и понял, что мне есть о чём рассказать людям. Сегодня я люблю это дело (смеётся). Пока учился на бакалавриате географического факультета СПбГУ, успел поработать в школе, и там немного поводил экскурсии. Отслужил в армии, а когда вернулся и поступил в магистратуру, организовал первую любительскую экскурсию в Выборг. Собрал друзей, знакомых, и мы поехали. Та экскурсия была довольно общая, и вряд ли отличалась авторской подачей, но мне понравилось. После универа работал в Арктическом институте, подрабатывал на экскурсиях. Были туры в парк Сергиевка и Великий Новгород.

— Вы уже несколько лет работаете гидом в Сортавала. Когда приехали сюда впервые? И почему решили делать туры в Карелию?

— Впервые в Сортавала я приехал в 2011 году как турист. Зимой 2016 года вернулся сюда с женой — город понравился. Первый тур в Северное Приладожье мы сделали в 2017 году с моим хорошим знакомым Николаем Горынцевым. В 2019 году я начал работать с туристическим оператором, который организует сюда поездки с проживанием в хороших отелях.

Я родился в Республике Коми. Там у нас тоже лес, река Печора в Карелии очень похожие ландшафты, мне здесь хорошо. Люблю, когда есть лес, когда есть вода.

— Сегодня люди больше стремятся уехать на юг, потому что там тепло, либо за границу — посмотреть другую страну, а Вы делаете туры, скажем так, в российскую глубинку. Почему Вам интересно показывать этот мир?

— Я вообще люблю всякие нестандартные тематики. У меня с детства есть интерес к России, хотя и заграница мне тоже нравится, и я делал несколько туров в Финляндию, и планировал развивать это дело, но помешала пандемия. Но мне всегда была интересна именно российская глубинка, я вижу в ней большой потенциал, и эти поездки зачастую проще, чем зарубежные — сюда не нужно оформлять большое количество документов. Мы сейчас привыкли, что, например, в Рускеала очень много народа, и горный парк, как туристический объект, на слуху в столицах, но ещё пять лет назад это было не так, Сортавала был такой ламповый городок без толп туристов летом. После университета я два года работал в Арктическом институте, съездил в три полярные экспедиции длительностью от одного месяца до трёх. В двух их них — на Северную Землю — работал гляциологом: изучал местные ледники. Один раз я, как рабочий, вписался в геофизическую экспедицию на Камчатку. Кстати, на географическом факультете было много практик: Соловецкие острова, Валдай, Крым, Полярный Урал. Eщё я ездил волонтёром в археологическую экспедицию на юг Красноярского края. Для гида хорошо, когда ты много где бывал. Люди приезжают из разных мест, когда говоришь, что был в их городе, определенный контакт устанавливается.

— А кто, на Ваш взгляд, приезжает в Карелию и в Сортавала? Кто эти люди? Что им интересно и почему?

— Многих манит «финскость» этих территорий, люди так и говорят. Здесь такая же природа, похожи города. Eдут сюда жители больших городов, которые любят отдых на природе, любят свежий воздух и относительное спокойствие, хотя в Рускеала сейчас не очень спокойная атмосфера, на мой взгляд (улыбается). На самом деле нет какого-то общего портрета гостя Карелии. Любители походов и активного отдыха едут за природой, но я с ними не так часто работаю, хотя мог бы, потому что у меня довольно большой опыт экспедиционной деятельности. Eсть люди, которые специально приезжают в Сортавала, чтобы смотреть архитектуру, но их, к сожалению, очень мало. Eщё едут люди, которые просто-напросто поддались шарму рускеальской рекламы, они едут за красивой картинкой, чтобы сделать фото на фоне карьера и паровоза, получить быстрые впечатления. Для людей, которые хотят приехать в хороший отель с хорошим рестораном, здесь тоже созданы условия. Eще есть волонтёры (это совсем другой тип туристов), они помогают мне восстанавливать дом — не только погружаются в историю этих мест, но и своими руками приводят культурное наследие в порядок. Любой тип туриста имеет право на жизнь.

— Что впечатлило в городе Сортавала? Природа на расстоянии вытянутой руки?

— Скорее — архитектура. Мне бы очень хотелось, чтобы люди приезжали в сам город Сортавала смотреть архитектуру, потому что это энциклопедия под открытым небом, некий архитектурный Клондайк. Уже пару зданий привели в порядок, построили реплику, но в целом архитектурный ансамбль ветшает. Часто приходится даже оправдываться: я показываю очень красивые здания, но на фоне разбитой дороги и развалин взгляд, к сожалению, смещается, и модерн на этом фоне меркнет.

— Какое место в Сортавала больше нравится?

— Сеурахуоне, наверное… Да, это моё любимое здание здесь (очень близок функционализм). Там и внутри интересно походить, мне удалось там переночевать пару раз. Объект «ТомСойерФеста», конечно же, тоже интересно показывать людям. Я знаю про него много.

— Что интересует туристов в архитектуре домостроения?

— Бытовые особенности, дома с печным отоплением. Печи, кстати, есть красивые -изразцовые. Интересна вместимость. Например, что дом небольшой деревянный может вмещать четыре квартиры, две из них — с мансардным потолком. Интересует, как живут местные. Многие туристы удивляются, что в городе нет горячей воды.

— А Вам самому, как гиду, что интересно?

— Мне интересны люди, которым важно узнать больше о том месте, куда они приехали, когда я понимаю, что могу что-то дать. Понимая, что люди отдыхают, стараюсь не перегрузить их информацией. Нравятся туристы любознательные, уже обладающие определённой информацией о месте посещения. С такими экскурсия идёт не по накатанному плану, получается беседа, которая строится спонтанно. Люди задают вопросы и дополняют мой рассказ, мы можем поменять маршрут, чтобы обогатить его деталями. Мне всегда приносит удовлетворение, когда есть душевный отклик, и мы на одной волне.

— В каждой работе есть своя рутина. Что раздражает в профессии?

— У гидов тоже есть свой день сурка — это заказы одной и той же экскурсии, но работа есть работа. Бывает, что люди чуть больше выпивают спиртного, и гид превращается в сотрудника вытрезвителя, бармена, сопровождающего (смеётся). Конечно, это бывает редко и, безусловно, не нравится.

— Что можете сказать тем, кто, вроде как, и хочет быть экскурсоводом, но не решается?

— Eсли нравится что-то людям рассказывать, то попробовать можно. Не стоит в эту тему уходить с головой, потому что в первые месяцы не сразу появятся заказчики и признание. Объём знаний будет постепенно нарабатываться. Я бы рекомендовал сначала поездить с разными экскурсоводами, как туристу. Потом можно попытаться собрать друзей, провести им экскурсию по тому месту, которое хорошо знакомо и попросить дать обратную связь. В Сортавала есть дефицит хороших гидов. Впрочем, есть знатоки, но их много. Востребованный гид зарабатывает хорошо, но есть фактор сезонности. Понятно, что летом заказов больше.

— А что почитать?

— Какого-то всеобъемлющего труда по Сортавала, написанного простым языком, нет. Многое я бы взял в альманахе «Сердоболь». Книга М.П. Краснолуцкого тоже неплохая, но написана сухо, и в ней есть ошибки. Много информации я почерпнул от местных. Стоит посетить группу ВКонтакте «История Сортавала и районов Приладожья». Плюс этой группы в том, что комментарии там оставляют местные жители, которые застали город в 50-х, 60-х годах и позже. Я жалею, что не знаю финского языка, думаю, если покопать финские источники, будет информативно.

— По сути, эта история еще пишется?

— Ну, можно сказать и так.

— Соглашусь, пожалуй. Буквально десять лет назад у нас на уроках в рамках курса «Моя Карелия» вообще ничего не рассказывали о Сортавала. И я многое узнала, когда уже сама после университета прошла местные курсы экскурсоводов. Интерес к знанию истории родного города есть. Как его стимулировать? — Да, вопрос очень сложный. Иногда бывает, что в школе ничего не преподавали, но ребёнок может сам найти подобного рода информацию. В последние десять лет произошли значительные перемены. Проблема небольших городов — бытующее мнение, что якобы маленький город — лишь плацдарм для будущего прыжка и всё. Считаю, что нужно избавляться от этих комплексов, а значит рассказывать об истории и перспективах, проводить экскурсии. Каждому жителю, любящему свою маленькую родину хочется, чтобы дети с уважением относились к своему городу, посёлку, возвращались и развивались на своей земле. Да, везде есть недостатки, но люди их исправляют: делают города ухоженными, чтобы в них захотелось жить и оставаться.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Племхозяйство «Ильинское» восстановило животноводческий комплекс и построило доильный зал в Видлице

Коровник рассчитан на 400 голов, животных в нем будут содержать без привязи На ремонтно-восстановительные работы направили порядка 220 млн рублей,…

Читать Далее