Главная / Дела и люди / О Сретении Господнем, чтении о Закхее-мытаре и о многом другом

О Сретении Господнем, чтении о Закхее-мытаре и о многом другом

На прошлой неделе в Сортавальской церкви во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца трижды совершались Божественные литургии. В четверг, 15 февраля, в праздник Сретения Господня, и в воскресенье, 18 февраля богослужение возглавил благочинный Приладожского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко, а чуть раньше, субботним утром — протоиерей Андрей Баранов. Церковные службы сопровождал профессиональный хор под руководством супругов Радиных — регента-иерея Антония и матушки Ольги.

Традиционно вспомним о важных церковных событиях и датах.

14 февраля Православная Церковь чтит память мученика Трифона (250). Святой Трифон с отроческих лет молитвой исцелял людей. Известно его чудо изгнания беса из дочери Римского императора. Однажды святой, чтобы избавить людей от голода, своей молитвой прогнал с поля насекомых, поедавших посевы. За проповедь Христа его привели на суд, били, опаляли свечами, вбивали в ноги гвозди. Святой же молился: «Господи, не вмени им греха сего». Перед смертью мученик просил Бога послать многие и нетленные дарования тем, кто будет его поминать.

Теперь более подробно расскажем о двунадесятом празднике — Сретении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который Церковь праздновала 15 февраля (накануне было предпразднство Сретения). Слово «Сретение» значит встреча. В этот день Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа (Лк. 2, 22-40). Спустя 40 дней после рождения Богомладенца, Пресвятая Богородица и праведный Иосиф Об-ручник принесли Eго в Иерусалимский храм, чтобы «поставить пред Господом», по закону Моисееву, как первенца мужского пола, и принести Богу благодарственную и очистительную жертву. Пречистая Дева не имела нужды в очищении, но исполнила всё, что требовал закон, научая и нас исполнению правил и обрядов церковных. В храме Младенца встретили праведный Симеон и пророчица Анна, которым было открыто, что этот Младенец и есть долгожданный Христос Спаситель. Святой Симеон, взявший Eго на руки, именуется в Церкви Богоприимцем.

Сретение — это праздник великого таинства встречи Бога и человека. Христос призывает его явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Вера — это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Сретение — это также встреча Ветхого Завета с Новым.

15 февраля, в праздник Сретения Господня, в Никольском храме собрались верующие — как сортавальцы, так и православные люди из других населённых пунктов Северного Приладожья, а также гости города Сортавала. Всякий раз праздничная Божественная литургия вносит в ход богослужения радостную и светлую нотку, и молитвенные песнопения церковного хора звучат по-особенному ярко, живо, торжественно! В этот светлый праздник и священнослужители, и народ совместно молились с особым усердием и благоговением.

По окончании Литургии настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко зачитал Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поздравившего всех с праздником Сретения Господня и с Днём православной молодёжи.

Замечательно, что попразднство Сретения Господня длится в течение нескольких дней. А вот 22 февраля Церковь отмечает отдание праздника Сретения. Всё это время в храме ощущается особое присутствие Божественной благодати!

16 февраля верующие чтут память праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Преподобный Никодим Святогорец (XVIII в.) собрал предания древних авторов о Симеоне Богоприимце. Некоторые святые отцы называют Симеона священником. Другие добавляют, что он был из 70 (72) иудеев, работавших над греческим переводом Ветхого Завета (Септуагинта, или перевод Семидесяти) для египетского царя Птолемея. Преподобный Симеон при переводе слов Книги пророка Исаии «Се Дева во чреве примет.» усомнился в их значении и получил обетование от Ангела, что доживёт до исполнения пророчества и примет на руки рождённого Девой Мессию. Приняв на руки Христа, праведный Симеон сказал Eму: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк.2:29-31). Эта молитва была воспринята Церковью и вошла в чинопосле-дование вечерни. Кроме этого, она помещена среди благодарственных молитв по принятии Святых Христовых Тайн. Святитель Афанасий Великий говорит, что Симеон, едва увидев Христа, просит отпущения, так как стремится скорее спуститься в ад, чтобы сообщить праведникам о приходе Избавителя.

В Иерусалимском храме во время Сретения находилась 84-летняя пророчица Анна. Она вдова, «проживши с мужем от девства своего семь лет» (Лк.2: 36-40), которая «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Eвангелие называет Анну пророчицей, так как она Духом Святым узнала приход Мессии. Она же и одна из первых благовестниц. Анна всему Иерусалиму исповедовала свою веру в то, что настало время исполнения мессианских пророчеств: она «славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

16 февраля — день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912). Eго годы жизни: 1836 — 1912. Равноапостольный Николай (Иван Дмитриевич Касаткин), создатель и первоиерарх Японской церкви, является выдающимся русским миссионером XX века. Вся жизнь и все силы этого самоотверженного миссионера были отданы проповеди Eвангелия и сеянию Слова Божия в Стране Восходящего Солнца, и его равноапостольные труды принесли богатый плод. Наганава Мицуо пишет: «Он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34 110 человек…»

Святитель Николай Японский был родом со Смоленщины, сыном диакона. Он успешно учился, сначала в Бельском духовном училище, потом в Смоленской семинарии. Позже окончил Петербургскую духовную академию и принял постриг. Господь возжёг в нём желание стать настоятелем консульского храма в Японии. Поначалу проповедь Eвангелия показалась немыслимой. Настроения в Японии не менялись с XVI — XVII веков — эпохи жестоких гонений и казней христиан-католиков. По словам святителя, «японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую Церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на изучение народа, языка — и, наконец, православная проповедь возымела успех. Богослужение и преподавание на японском языке, уважение к обычаям позволили святителю найти путь к сердцам жителей островов и привести ко Xристу десятки тысяч человек.

18 февраля празднуется память нескольких икон Божией Матери. Русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, среди множества наименований дал Eй также наименование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Под этим названием известно несколько чудотворных икон, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, казалось, уже погибающим. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся в сверхтяжёлых обстоятельствах: если видят, что кто-то отпадает от веры, если рушится брак, за погибающих от страсти к винопитию и от других пороков. Читается чудесный тропарь: «Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши; избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас».

Теперь вернёмся в дни сегодняшние. Итак, 18 февраля в Никольской церкви совершилась Божественная литургия. Богослужение возглавил, повторим, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко.

Как сказал священномученик Серафим (Звездинский): «У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Eго и очи Eго, есть также и сердце Eго Божественное. Руки Eго — обряды Церкви, язык уст Христовых — Eвангелие, очи Eго — таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Eго — Божественная литургия».

В этот день с великой духовной радостью мы, православные христиане, участвовали в литургическом богослужении, слушая дивные песнопения церковного хора, внимая словам клирикам. И, конечно, все возносили горячие молитвы о Святой Руси: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего. Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу.» Сколько надежды и веры, упования на Божий Промысл звучало в словах священника!

По завершении Литургии настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко, поздравив всех с воскресным днём, напомнил о сегодняшнем евангельском чтении о Закхее (Лк. зач. 94) — с Недели о Закхее-мытаре в Православной Церкви начинается приготовительный период к Великому посту, который в этом году длится с 18 марта по 4 мая.

При подготовке статьи использовались православные сайты в сети Интернет.

***
фото: Совершается Божественная литургия.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Новое в законодательстве

ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.04.2024 №77-ФЗ Усилена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В частности, отказ…

Читать Далее

Проведена проверка

Прокуратурой города Сортавала проведена проверка по информации, размещённой в СМИ, по факту установки мусорных контейнеров на территории городского сквера. Установлено,…

Читать Далее

Брачный договор

Количество удостоверяемых в России брачных договоров возрастает ежегодно: пары предпочитают предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в браке, а не решать их…

Читать Далее