Главная / Дела и люди / Кому - святыня, а кому - кормушка...

Кому — святыня, а кому — кормушка…

Обиженные и оскорблённые миряне? Скорее, просто несчастные люди

Последнее время в прессе и социальных сетях активно муссируется тема переселения мирян с острова Валаам на материк. Причём, львиная доля публикаций, представляет святую обитель этаким монстром, а мирян — добродетельными, православными, обиженными и оскорблёнными людьми. Само переселение называют не иначе, как выселением — принудительным, незаконным и так далее.

У меня нет ни родных, ни друзей, ни даже просто хороших знакомых ни среди монашествующих и иже с ними, ни среди мирского населения острова. Отсюда — никакой личной заинтересованности. Да и на Валааме мне бывать не доводилось, поэтому моё мнение -мнение человека со стороны.

Противостояние мирян и монастыря, по меньшей мере, настораживает. Что-то не так в этой истории, поскольку для настоящего русского православного человека даже просто жить рядом с монастырём всегда было честью. В нашем случае миряне проживают не рядом, а в самом монастыре, в зданиях построенных монастырём, пусть даже и предыдущем, хотя церковь как была, так и осталась единой Святой, Соборной и Апостольской. Такое житие само по себе накладывает на нас, мирян, определённые ограничения, пусть не прописанные в светских законах, но имеющиеся в сердце у каждого православного человека. Но далеко не каждый способен вести благочестивый образ жизни и даже просто соблюдать некоторые правила.

Вот и получается, что, приехав в святую обитель, паломники сталкиваются с мирской безответственностью, граничащей с безнравственностью. Громкая музыка, песенки полуфривольного содержания, растелешившиеся по пояс «дамы и господа». Это как безобразная мирская бородавка на светлом челе монастыря. Неудивительно, что у обители возникает желание расстаться с такими мирянами.

Похоже, что миряне пользуются данным желанием, а их интересы кто-то достаточно толково подогревает, не даёт, так сказать, уснуть червю сомнения, гложущему душу. И лукавый вопрос: «А не могу ли я ещё что-то поиметь с монастыря?», вставал, наверное, не только перед идейными вдохновителями противостояния, но и перед каждым мирским насельником Валаама, имеющим в паспорте штампик с вааламской пропиской. А таких и на сегодняшний день более сотни человек. Было же, говорят, около 500.

Вот со штампика и начнём. Получить его, как утверждают сведущие люди, было достаточно легко, когда на острове была своя администрация. Некоторое время её возглавлял Сергей Григорьев, сегодняшний депутат Сортавальского городского поселения, которого многие склонны считать если не главным, то одним из главных вдохновителей противостояния. Видимо, Сергей если не коренной валаамец, то один из тех, для кого святой остров -малая родина. Старожилы мирского Валаама вспоминают, какой вкусный хлеб выпекала в местной пекарне его мать.

Повзрослев, Сергей, как человек умный и дальновидный, оформил на себя несколько земельных участков, в том числе в Среднем саду, расположенном между причалом и собственно монастырём, на самой дороге. Сейчас у него осталось два участка — больше гектара в Среднем саду и несколько квадратных метров на причале. И он до сих пор зарегистрирован на острове.

Почему до сих пор? Да потому, что семье Григорьева-Барановой была предоставлена четырёхкомнатная квартира в городе Сортавала. Однако, потом вдруг оказалось, что переезжать Сергею некуда — с госпожой Барановой, вселившейся со своими сыновьями в ту квартиру, они успели развестись.

Кстати, как говорят, при переезде разводились почти все семьи валаамцев, а кто-то, наоборот, женился. Создаётся впечатление, что все эти «православные» люди скороспело разводились и женились с корыстной целью — получить квартиру либо большей площади, либо даже две квартиры. Благоустроенные, естественно. Хотя сами жили, можно сказать, в достаточно грязном общежитии коридорного типа. Так можно подумать, взглянув на снимки Александра Луговского, которые имеются в архиве редакции.

В монастыре считают, что они всегда шли навстречу тем, кто был готов добровольно переселиться со святого острова на Большую землю. Некоторым семьям приобретались квартиры в Петрозаводске, и даже по две квартиры в столице Карелии.

Как сообщили редакции должностные лица, Сергею Григорьеву за его земельные участки и согласие покинуть остров предлагается пять миллионов рублей, как человеку, имеющему определённые заслуги перед островом. Три миллиона обитель готова перечислить на счёт, на два — выделить большую квартиру в строящемся доме на улице Промышленной в городе Сортавала. В принципе, уточнили в монастыре, готовы объединить даже две квартиры. Господин Григорьев пока сомневается, точного ответа не дал. Хотя устно известил, что желал бы получить все пять миллионов на счёт. Вот и противостояние между монастырём и конкретным человеком.

Интересно не только то, что Сергея Григорьева поддерживают собратья по счастью-несчастью с острова Ваалам, также имевшие возможность оформить на себя землю, но не сделавшие этого по каким-либо причинам, но и то, что его мнение разделяют жители мелких посёлков, таких как Куокканиэми, Пирттипохья и других. Этим жителям никто и никогда не предложит ни рубля наличными, ни даже неблагоустроенной квартиры в полугнилом деревянном доме на центральной усадьбе сельского поселения в Кааламо или Хаапалампи. Они так и будут доживать свой век в хибарах финской либо советской постройки, и сострадать при этом «обиженным и оскорблённым» вааламцам.

В монастыре тем временем уверены, что всё, на что получено благословение патриарха, непременно с Божией помощью будет претворено в жизнь. А патриарх благословил переселение. Вправду ли обижены и оскорблены мирские жители острова? Скорее, это просто несчастные люди, ибо нет мира в их душах. Тот, кто до конца жизни будет думать о том, всё ли он взял, можно ли было ещё что-то выторговать с монастыря, счастлив не будет никогда.

Радует, что есть всё-таки те, кто искренне благодарит и монастырь, и его «гражданских» представителей за переселение, за благоустроенные квартиры в городе Сортавала. Они обрели то, о чём мечтали. Они счастливы и живут с миром в душе.

А монахи на Валааме тем временем одинаково молятся и за правых, и за виноватых. Ибо для того они и ушли из мира, чтобы молитвами поддерживать нас всех.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Племхозяйство «Ильинское» восстановило животноводческий комплекс и построило доильный зал в Видлице

Коровник рассчитан на 400 голов, животных в нем будут содержать без привязи На ремонтно-восстановительные работы направили порядка 220 млн рублей,…

Читать Далее