Главная / Новая Карелия / Карелия. Пять лет развития: инфраструктура

Карелия. Пять лет развития: инфраструктура

Премьер-министр Карелии Александр Чепик поясняет, как региональные власти решают инфраструктурные проблемы -газификации, дорожной отрасли, транспортной доступности, благоустройства

О ГАЗИФИКАЦИИ

За последние 5 лет власти Карелии вложили в развитие этой сферы огромные деньги, как республиканские, так и федеральные. Это кровь экономики, своеобразные каналы, по которым мы можем запустить развитие всего региона. Это инвестиции, комфорт проживания граждан.

Сейчас идет газификация Лахденпохьи. Сортавалы, Олонца и Питкярантского района. Дальше Петрозаводск и Прионежье, потом Пряжинский район. Параллельно ведутся работы по магистральной ветке, в которую никто не верил, когда мы заявляли этот проект. Речь о газификации Пудожского района, далее через Медвежьегорск на Сегежу.

По сравнению с электричеством, углем или дровами газ дешевле, это повлияет на тарифы, счета за «коммуналку». Для нас крайне важно, чтобы сеть газовых труб, которая появится, прошла по всем улицам, к каждому домовладению. К сожалению, это влечет для граждан дополнительные расходы — котел, счетчики, но для тех, кто по своим финансовым возможностям находится за чертой прожиточного минимума, в бюджете Карелии заложены средства.

Одновременно это дешевое топливо дает инвестиционные возможности. Да и сама программа газификации Карелии -это стратегическая инвестиция. Вдумайтесь, в экономику региона «»Газпром» вкладывает 60 млрд рублей. Строительство трубопроводов, всей сети, ее обслуживание — это новые высокооплачиваемые рабочие места, поддержка социальной сферы. И наша промышленность остро нуждается в газификации. «Карельский окатыш» до сих пор работает на дорогом мазуте.

Программа газификации республики рассчитана на 2021-2025 годы. Подписан план-график на 2022 год. Всего в рамках программы будут созданы условия для подключения к сетевому газу потребителей 72 населенных пунктов Прионежского, Лахденпохского, Питкярантского, Пудожского, Сортавальского районов. Планируется подача газа ряду предприятий деревообрабатывающей, сельскохозяйственной, пищевой промышленности, теплоэнергетики.

Кроме того, получено положительное заключение Главгосэкспертизы России по проектной документации на первый и второй этапы строительства газопровода Волхов- Сегежа- Костомукша общей длиной 468 км. На первом этапе планируется прокладка подземной трассы газопровода общей протяженностью около 239 км, которая пройдет в Ленинградской области и Карелии (Пряжинский, Прионежский районы). Второй этап строительства предполагает прокладку трассы подземного газопровода общей длиной свыше 229 км в Пряжинском, Кондопожском, Медвежьегорском и Сегежском районах республики.

ОБ ЭЛEКТРОЭНEРГEТИКE

Говоря на тему энергетических проектов в республике, прежде всего стоит остановиться на строительстве Белопорожских ГЭС Проект, который позволит стать Карелии более самодостаточной с точки зрения производства электроэнергии. Это крайне важно. Даже не с точки зрения вложенных инвестиций, новых рабочих мест и выплачиваемых налогов, а с точки зрения энергетической безопасности республики. Вообще, это первый е России объект, который был профинансирован Новым банком развития, созданным странами-участницами БРИКС (Бразилия, Россия. Индия, Китай и ЮАР). Сумма инвестиций — около 12 млрд рублей. Планируемая суммарная мощность гидроэлектростанций составляет 49,8 МВт.

Цель проекта — повышение надежности электроснабжения населения и промышленных предприятий Карелии, снижение дефицита активной мощности в регионе, эффективное развитие энергосистемы региона за счет возобновляемых, экологически чистых источников.

Кроме того, в конце прошлого года энергетики ввели в работу новую линию электропередачи Каменный Бор — Петрозаводск. Это часть второй цепи Кольско-Карельского транзита электроэнергии. Ветка носит стратегический характер для всей Российской Федерации. Конечно, после ее запуска повысится надежность энергоснабжения и нашего региона.

Наконец, главе Карелии Артуру Парфенчикову во время недавнего визита Дмитрия Медведева удалось добиться предварительных договоренностей о сохранении льготного тарифа на электричество до 2027 года. Ранее Карелия попала в постановление правительства России об отдельно регулируемой цене на электричество. Таких регионов в стране совсем немного. Кроме нас, на Северо-Западе никого больше нет.

Это было очень тяжело, глава республики лично прошел весь этот путь. Без этого малый и средний бизнес у нас был бы неконкурентоспособен. Решение включить Карелию в это постановление дает экономике региона 7 млрд рублей ежегодно. Треть этих денег идет на поддержку малого и среднего бизнеса, остальное — крупному. Большие предприятия прозрачны, платят налоги, с которых к этим семи мы получаем еще один миллиард рублей каждый год. Для нас остаться в этом перечне — это стратегическая задача, решение которой закладывает фундамент в развитие региона на долгосрочную перспективу.

Помните, как мы зимовали в 2017-2018 годах? По 14-15 населенных пунктов оставались без электричества каждые сутки. Заросшие просеки, старые трансформаторы, проверки сетей плохого качества, веерные отключения электричества. Много было вопросов. Все приходилось решать в режиме чрезвычайной ситуации. За последние четыре года мы об этом уже забыли. За эту зиму у нас не было ни одной чрезвычайной ситуации.

Резервные источники электроснабжения есть во всех муниципальных образованиях, мы оперативно реагируем на каждую аварию, даем ей оценку. Выстроена системная работа, в каждом поселке есть конкретное лицо с именем и фамилией, ответственное за надежное, гарантированное энергоснабжение.

О ТРАНСПОРТE

Важно, чтобы каждая семья в Карелии вне зависимости от того, в каком городе или поселке она проживает, чувствовала себя комфортно. Глава лично объезжал все отдаленные поселки, с которыми е советское время было железнодорожное сообщение, поднимал вопрос транспортной доступности. Стало понятно: чтобы в эти населенные пункты поехали те же «Орланы», нужно строить современные платформы. Перроны мы начали строить в 2018 году, они появились по нескольким маршрутам. А рельсовые автобусы поехали сейчас. В целом в железнодорожную инфраструктуру за 5 лет вложены огромные инвестиции. Новый облик вокзала, новый пешеходный переход над путями, обновленные составы.

И это еще не все, мы стоим на пороге больших перемен. Например, открытие второго прямого железнодорожного пути до Мурманска, что позволит нам обеспечить двухпутное движение на узких участках. Или новые переходы на других станциях, кроме Петрозаводска. Сделать предстоит еще очень много. Но главное, что в тех населенных пунктах, где возможно было организовать железнодорожное сообщение, мы его организовали. И увидели рост туризма, возможность доехать от Лодейного Поля до Сортавалы, Питкяранты.

Запуску нового маршрута предшествовала большая работа по подготовке необходимой инфраструктуры. Прежде всего железнодорожники выполнили ремонт и обустроили ретро-платформы сразу на 16 станциях.

Появился прямой поезд Санкт-Петербург -Сортавала, в сезон всегда битком набитый туристами. Ретропоеэд «Рускеальский экспресс», который попал во всевозможные рейтинги. Появился мультимодальный маршрут, когда туристы, сойдя с поезда в Сортавале, пересаживаются на «Кометы» до Валаама и обратно. Такая же модель реализована по маршруту Москва — Санкт- Петербург -Петрозаводск — Кижи.

Кроме того, хорошо организованный транспорт крайне важен для нашей экономики. Все мы помним ситуацию с ростом тарифов на перевозку нашего щебня. Весной 2014 года Минтранс России изменил систему расчета за использование путей на некоторых участках Октябрьской и Московской железных дорог. Пользователи начали платить эа расстояние, пройденное по факту. Раньше подсчеты вели по кратчайшему пути. Тарифы изменились, и суммы платежей увеличились на 30-70%. Тогда Карелия потеряла большое количество предприятий по добыче и обработке щебня. Такие заводы находятся в маленьких поселках, где все население работает в карьере и потеря каждого такого предприятия, их было примерно 20, — крайне болезненная история. Поэтому мы всемерно поддерживаем оставшиеся в отрасли компании.

Нам удалось добиться снижения тарифа, мы поменяли логистические маршруты, по которым везут карельский щебень, удалось добиться снижения аренды подвижного состава. Иногда в ручном режиме делаем так, чтобы вагоны к нашим предпринимателям попали вовремя. Огромный блок вопросов. Рост производства щебня в республике, появление новых инвесторов говорят о том, что все эти вопросы нам удалось решить И работу по снижению тарифов надо продолжать. При этом надо искать другие способы перевозки камня. Речь о водном пути. Здесь необходимо искать инвестиции, приобретать и обслуживать суда, строить причальные сооружения. Задача стратегическая. Мы ее понемногу начали решать. В Рыбреке, Пудожском и Медвежьегорском районах строятся причалы. Все уже понимают, что всегда нужно иметь альтернативу.

О САМОЛEТАХ

Один из самых важных объектов, который нам за счет федеральной целевой программы развития Карелии удалось реализовать при поддержке Совета безопасности страны, — масштабная модернизация аэропорта «Петрозаводск», строительство нового аэровокзала. Аэропорт комфортный, соответствует самым современным требованиям. Теперь мы можем обслуживать гораздо большее количество пассажиров. Вслед за ними придет бизнес.

Мне бы хотелось, чтобы рейсы в Москву выполнялись два раза в день — утром и вечером. Тогда вопросы по загрузке аэропорта удастся решить. Далее нам необходимо расширять географию перелетов. Сейчас можно улететь в Минеральные Воды, Казань, Калининград, Череповец. Запланировано финансирование на перелеты в Анапу и Симферополь, думаю, что в ближайшее время мы этот вопрос решим.

На Петрозаводске мы останавливаться не хотим. У нас есть аэропорты в Сортавале, Калевале, Пудоже и Костомукше В перспективе Сегежа, Кемь и даже Лоухи. Стоит задача создавать там взлетно-посадочные площадки для внутрирегионального сообщения. Но для этого необходимо проектировать, изымать земли из лесного фонда, тратить серьезные деньги на ПСД, управлять будущими аэропортами. Серьезный объем инвестиций, этот вопрос мы прорабатываем в сотрудничестве с федеральным центром.

О ДОРОГАХ

Нам важно сохранить и модернизировать региональную сеть дорог, чтобы мы могли комфортно проехать между районными центрами, попасть в Петрозаводск и выехать в другие регионы. Второе: необходимо привес ти в порядок дороги внутри крупных населенных пунктов, где живет большинство людей. И третье: мы должны отремонтировать дороги в малых населенных пунктах, потому что иначе люди в конце концов оттуда уедут. У нас составлена программа по ремонту и строительству дорог до 2027 года. Туда вошли все проблемные точки Мы постарались сделать так, чтобы каждый житель Карелии увидел в этой программе дороги, по которым ездит именно он, увидел сроки и объемы работ.

Eсть приоритетные дороги, которые должны были сделать еще вчера. Например, подъездные пути к больницам, к скорой помощи глава давал поручение привести в порядок. То же касается дорог к школам и детским садам. Кроме того, мы постепенно делаем подъезды к объектам экономики, предприятиям, которые платят налоги. Потому что если не будет возможности комфортно вывезти продукцию, это негативно повлияет на работу. Всю эту проблематику мы понимаем и постепенно решаем задачи исходя из тех возможностей, которые есть.

Правительство Карелии практически в четыре раза увеличило объем финансирования на содержание дорог. После того как трасса на Костомукшу стала федеральной, самой проблемной дорогой у нас стала подъездная трасса к Калевале. Благодаря личному участию главы республики самые протяженные северные дороги приобрели статус федеральных. Подъезды к Беломорску и Кеми, Лоухи — Суоперя, та же самая Кочкома -госграница, бывшая дорога Петрозаводск- Ошта. вдоль которой расположено множество поселков — Деревянное, Педасельга, Шокша, Рыбрека. Всего порядка 600 километров. Высвободившиеся средства мы можем направить на другие дороги.

Ремонт дорог мы тщательно контролируем, поэтому подрядчики сейчас понимают: если они сделают некачественно, то за пять лет они просто разорятся. Поэтому, как мне кажется, в правительстве республики нашли ключик к хорошим дорогам: контроль качества, гарантийные сроки и современные технологии строительства. Это не говорит о том, что мы сейчас же все решим, слишком много накопилось проблем в дорожной отрасли. Быстро не получится. Но каждый год мы будем делать все лучше, каждый год будем добавлять.

За последние пять лет в Карелии отремонтировали 567 километров автомобильных дорог регионального значения. В 2017-2018 годах — 53 километра, в 2019 году -107 километров, в 2020 году -179 километров, в 2021 году — 229 километров. С 2019 года объемы работ увеличились, в том числе благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги».

Кроме того, за последние пять лет в федеральную собственность власти Карелии передали шесть автомобильных дорог общей протяженностью 595 километров. В 2017 году федеральной стала трасса Подъезд к МАПП «Вяртсиля» протяженностью 53,4 километра. В 2019 году в федеральную собственность переданы две трассы-автодорога А-137на Костомукшу протяженностью 232,2 километра, автодорога А-215 Лодейное Поле — Вытегра — Прокшино — Плесецк — Брин Наволок — подъезд к Петрозаводску протяженностью 102,5 километра.

В 2020 году федеральными стали подъезд к Беломорску протяженностью 35,7 километра и подъезд к Кеми протяженностью 13,4 километра. В прошлом году в федеральную собственность отдали автодорогу Р-21 «Кола» — Пяозерский — граница с Финляндией протяженностью 157,4 километра. Начиная с 2017 года, в Карелии построили и реконструировали девять мостов.

О РEШEНИИ КОММУНАЛЬНЫХ ПРОБЛEМ

Мы работаем над созданием федеральной программы модернизации ливневой канализации. Изначально была программа по сохранению Онежского и Ладожского озер, Байкала, водоемов Волжского бассейна. Сейчас есть группа депутатов, которые на федеральном уровне лоббируют решение данной задачи.

8 любом случае мы не стоим на месте, сами понемногу на самые проблемные места выделяем деньги, проектируем, строим канализацию, эта работа будет продолжена. Необходимо еще многое сделать со стороны органов местного самоуправления, разобраться с канализацией, которая есть сейчас, посмотреть, каковы объемы стоков. Они занимаются такой подготовительной работой, мы после из бюджета финансируем. Также большая работа предстоит по водоснабжению. У нас есть ряд сложных вопросов с точки зрения финансирования. Это все наши районные центры, везде есть проблемы с водоснабжением и канализацией. И везде придется их решать.

То, что уже сделано, люди замечают не всегда. Мы привыкаем ездить по хорошим дорогам, считаем, что всех новых детских садов все же недостаточно. Поэтому это постоянная работа. Чем лучше люди живут, тем больше у них требований. Так и должно быть. Это толчок, подстегивание к тому, чтобы мы развивались. У нас есть понимание, где у нас самые сложные участки, абсолютно точное понимание по источникам финансирования. Одних проектов по дорогам у нас уже на 20 млрд рублей с лишним. Мы уже провели работу по подготовке проектно-сметной документации, поиска средств в региональном бюджете, переговорам с федеральным центром. На ближайшие три года эти деньги уже стоят в бюджете региона.

***
фото: Александр Чепик.;Поезд «Орлан».;Газификация Карелии.;Сунский карьер.;Аэропорт «Петрозаводск».;Ремонт дорог в Надвоицах.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Как звучит город Сортавала?

Как звучит город Сортавала? Отвечая на этот вопрос, вы наверняка вспомните крики чаек, паровозный гудок, шум машин. Майская гостья арт-резиденции…

Читать Далее

Мошенничество и вымогательство

Прокуратурой г. Сортавала поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении ранее не судимого 25-летнего жителя города Сортавала. Установлено, что…

Читать Далее