Главная / События и факты / Благополучие через искусство

Благополучие через искусство

Продолжается проект «Well-being residency think tank», в котором участвует Социально-культурный молодежный центр.

Напомним, что цель проекта — создание методологии и инструментов для реализации резиденций благополучия через взаимодействие деятелей искусства и социального сектора. Резиденция благополучия — это организация такого формата работы артиста, когда он может погрузиться в среду социального сектора. Это возможность улучшения жизни социально неблагополучной аудитории через творческий процесс.

На прошлой неделе в городе Лулео (Швеция) состоялась очередная сессия проекта. Программа сессии длилась два дня: в первый прошла открытая конференция, второй день был посвящен работе группы участников проекта.

Шведский город-порт Лулео является центром лена Норрботтен на севере Швеции. Город очень комфортный, квадратные кварталы планировки и невысокая застройка центра напоминают финские города. Значительная часть береговой линии обшита дощатой набережной, по которой приятно гулять, тут же пришвартованы кораблики-рестораны. В городе много интересных арт-объектов. Очень понравилась инсталляция на фасаде жилого дома, которая представляет собой композицию, растянутую по диагонали фасада. Вечером включается подсветка, создавая волшебный сюжет. Также в Лулео работает много художников, артистов, музыкантов, у многих есть свои студии и мастерские.

Название открытой конференции «Целебная сила искусства» определяло её наполнение и главных спикеров. С докладами о своих проектах в формате резиденции благополучия выступили художники и музыканты. Была приглашена аудитория, которая обычно вовлекается в процесс при организации резиденций благополучия: социальный сектор (больницы, дома престарелых, реабилитационные центры и т.д.); артисты (художники, танцоры, цирковые артисты); организаторы (кураторы проектов, руководители арт-резиденций). Организаторы были приятно удивлены тем, что на конференцию пришло около пятидесяти человек.

Очень интересным и, пожалуй, уникальным был опыт художницы Герд Аурел (Gerd Aurell), которая жила в тюремном учреждении. Она 10 месяцев общалась с осужденными, в результате она расписала стены одного из коридоров сюжетами из тех историй, что услышала от арестованных. «Это было очень тяжело морально и страшно, особенно в начале» — отметила художница. Помимо самих рисунков на стенах, итогом её проекта стала брошюра с иллюстрациями и историями героев её картин

О своем проекте рассказал музыкант и композитор Стефан Клавердал (Stefan Klaverdal). Он работал в пространстве больницы, на отделении, где люди проходят реабилитацию. Eго сфера — звуки. Он наполнил пространство холла больницы и коридоры устройствами, проигрывающими музыку, и экранами с видеорядом, которые способствуют медитации. Также Стефан устраивал концерты для пациентов.

Третий спикер — художница Мари Бондесон (Marie Bondeson) поделилась не успешным опытом своего запущенного, но не доведённого до конца проекта. Она работала в психиатрической клинике. Она планировала примерить на себя разные роли: пациента, медсестры, куратора. К сожалению, ей удалось поработать в клинике только один месяц, когда финансирование проекта прекратилось.

Последний докладчик — Ласси Лундквист (Lasse Lundqvist) имеет огромный опыт работы с неблагополучными категориями. В свои проекты он вовлекал беженцев, семьи с детьми с ОВЗ, жителей бедных умирающих деревень. Вместе они создавали различные арт-объекты и инсталляции. Он поделился своим методом — не планировать творческую деятельность заранее, действовать по ситуации, исходя из запросов аудитории.

В конце конференции была организована мастерская, где аудитория разделилась на группы: социальный сектор, артисты, организаторы. Задачей групп было выявление целей и проблем при организации резиденций благополучия. Работа групп оказалась очень эффективной, материал, который получился в результате мастерской, стал базой для второго дня сессии проекта.

Во второй день участники проекта из Швеции, России, Латвии и Финляндии провели рабочую группу. Итогом работы стало чёткое понимание ожиданий, целей и потребностей всех трёх сторон, вовлекаемых в процесс резиденций благополучия. Важный вывод по итогам двухдневной работы — необходима активная коммуникация между артистом и социальным учреждением задолго до начала его работы с аудиторией. Eщё один полезный вывод — персонал социального учреждения всегда является очень важным связующим звеном такой резиденции, и этому аспекту нужно уделять особое внимание.

Также во второй день участники проекта посетили гостиницу при больнице. При строительстве этой гостиницы один процент бюджета был запланирован под приобретение произведений искусства местных художников. Куратор проекта Хенрик Угге (Henrik Ygge) рассказал, что более 170 арт-объектов он собрал для гостиницы Вистет. Таким образом, стены гостиницы создают особую атмосферу для проживающих здесь, а местное творческое сообщество получает возможность продвижения. Подобная практика появилась в Америке, но очень быстро была подхвачена в других странах.

В октябре в нашем городе состоится третья сессия проекта. Уже готовится программа открытой конференции, которая состоится 16 октября в Социально-культурном молодёжном центре. Проект набирает обороты, надеемся, что и у нас он заинтересует аудиторию профессионалов социальной сферы и местных артистов.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Новое в законодательстве

ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.04.2024 №77-ФЗ Усилена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В частности, отказ…

Читать Далее

Проведена проверка

Прокуратурой города Сортавала проведена проверка по информации, размещённой в СМИ, по факту установки мусорных контейнеров на территории городского сквера. Установлено,…

Читать Далее

Брачный договор

Количество удостоверяемых в России брачных договоров возрастает ежегодно: пары предпочитают предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в браке, а не решать их…

Читать Далее