Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Чуть больше года прошло с момента возвращения городской бани из частной собственности в муниципальную. Хороший промежуток времени, чтобы понять ситуацию и предпринять определённые решения для её изменения. Об этом беседа с главной «банщицей» муниципального помывочного предприятия Надеждой Першиной.
— Надежда Фёдоровна, видно, что новое место работы пришлось вам по душе. Какими новостями про городскую баню порадуете?
— В этом году исполняется 60 лет с начала работы бани. Здание было построено годом раньше, но баня начала свою работу именно в 1960 году. Конечно, это уже было давно. И не секрет, что вторую половину своей жизни баня существовала по остаточному принципу, как, впрочем, и многое в нашей жизни. Нам нужен глобальный ремонт. За год мы немного закрыли дырки на крыше, но это не особо спасает. Работа здания должна начинаться с того, что в нём есть не протекающая крыша. Тем более это актуально для бани. Нам целая крыша нужна не только для того, чтобы не текло. Чердак для бани
— это веники, место их вязки, сушки и хранения. Кроме крыши есть большой фронт работ. На первом месте — вопросы теплосбережения. Да, сейчас в бане уже тепло, но нам ещё есть над чем работать. Окна в здании в отвратительном состоянии. По-хорошему их все надо менять. Но если так поступить -это будет дорого. Поэтому мы всё осмотрели, оценили, поговорили с посетителями и приняли не очень простое решение: часть окон, которые нам не нужны, мы заложим. Зато те окна, которые необходимы, заменим.
— На какие деньги?
— Владелец бани — муниципалитет -приложил все усилия для того, чтобы вступить на этот год в целевую программу поддержки местных инициатив. Удалось разработать конкурсную документацию, победить в состязании проектов и получить на ремонт бани порядка 1,5 миллиона рублей из бюджета Карелии. По условиям программы необходимо, чтобы свой вклад внесли ещё юридические и физические лица. Но, полагаю, что мы с этим справимся — это, во-первых. Во-вторых, думается, что в частных руках баня не получила бы таких вложений. Поэтому, полагаю, что какие-то ремонты прошлым собственником тут, возможно, и проводились, но они были на порядок-два меньше по вложениям. Да можно, к примеру, покрасить часть «внутрянки» здания за 20 тысяч, но поменять на эти деньги крышу невозможно.
— Ради чего люди идут в баню?
— Eсть две группы людей. Давайте не будем витать в облаках и честно скажем: у нас есть категория людей, у которых только баня — единственная возможность помыться. У них нет своей бани, душевой или ванной. Да, это не очень обеспеченные люди, но муниципалитет должен исполнять свои обязанности, в том числе — давать людям возможность помыться. Таким людям, если им нужна помощь, мы помогаем. Это само собой разумеющееся у постоянных посетителей бани, у администрации, у работников. Некоторых возрастных граждан привозят дети или внуки, им мы тоже помогаем. Вторая группа людей — это те, кто приходит именно париться, им важна температура, а она у нас сейчас на верхнем полке выше 100 градусов всегда, бывает и 120-130. Им важен не просто пар, а пар на дровах, то есть, они приходят за удовольствием от процесса принятия бани. Их мы обеспечиваем вениками. Пока, к сожалению, веники не нашего производства, но вот, как появится крыша, заработает чердак, так у нас будут свои веники, для этого присмотрены уже знающие люди, для которых летом будет много работы.
— Хоть у вас и баня, что называется, с деревенским духом, но как обстоят дела с чистотой?
— В первые месяцы работы баню чистили и отмывали чуть ли не каждый день. Сейчас ситуация стала лучше, устраиваем уборки и чистки регулярно, но уже не так часто. Чистим все помещения бани регулярно раз в месяц. Санитарную обработку проводим, конечно же, чаще, в том числе и сразу после женского дня, и после мужского. Вся необходимая дезинфекция проводится после каждого помывочного дня. Один раз в месяц делаем генеральную уборку.
— Как начинаются банные выходные?
— В четверг вечером мы затапливаем дровяной котел, чтобы нагреть воду, а на парилку у нас отдельная печка, мы её тоже затапливаем. Дважды печки уже приходилось перебирать, поскольку температура большая, колосники быстро перегорают.
— А что мы всё о бане? У вас же были душевые.
— Душевые были, есть и будут работать дальше. Eсть постоянные посетители и для душевых. Мы немного модернизировали помещение под них, всё у нас работает, спросом пользуется также как и помывочное помещение бани.
— Какой сопутствующий сервис есть для клиентов бани?
— Мы открыли небольшой магазинчик с сопутствующими товарами. Там есть всё для того, чтобы поход в баню стал комфортным — банные принадлежности, вода, лимонад, квас. Каких-то алкосодержащих напитков у нас нет, как бы об этом не говорили всякие недоброжелатели в городе.
— Как вам кажется, что для ваших постоянных клиентов значит поход в баню?
— Для постоянных клиентов это не просто возможность попариться или помыться. У нас уже сформировался определённый костяк посетителей, к которым присоединяются наши новые клиенты — жители района. Поход в баню — это событие, это определённая и доступная форма отдыха и общения. Мы стараемся, чтобы эта форма досуга у нас существовала, поддерживалась, развивалась. В фойе устроены места для общения, есть возможность выпить чаю, посмотреть какую-то вечернюю программу по ТВ, как-то перевести дух. Для тех, кто нуждается в интеллектуальной пище, у нас есть столик, на котором разложены книги. Издания приносят из дома, их меняют, могут взять почитать. Кстати, будем рады современным книгам, можно принести их в разумных количествах и оставить в бане.
— Баня — это дрова?
— Да, чтобы работала наша баня, нужны дрова. Дров у нас сейчас много. Как правило, это какой-нибудь неликвид, но в достаточном объёме, чтобы баня работала. Много лет назад конструктивно здесь было всё иначе устроено, в том числе топили углём, но теперь это дрова. К счастью, они у нас пока есть. Другой вопрос — коммуникации, но решение этой проблемы будет происходить не сейчас. В этом году нам надо получить новую крышу и разобраться с окнами. Дальше будем действовать поступательно.
— Многие говорят, что баня — это нечто такое, для необеспеченных слоев населения. Или, наоборот, что муниципалитет сделает здесь элитную парную.
— Такие слухи сопровождают всё время нашей работы. Однако, они нереальны даже на 1%. Баня популярна у всех слоёв населения. К нам ходят и простые граждане, и руководители, и влиятельные в районе лица. В бане, как говорится, все равны, нет ни генералов, ни работяг. Любят попариться и представители учредителя — районной администрации. Так что у нас тут равенство и постоянный контроль за работой.
— Когда вместе собираются несколько десятков человек, неизбежно возникают проблемы социума?
— Да, это наша жизнь и бывает всякое. Например, многие мужчины просят перенести их день помывки на субботу. Но понятно, что после такого некоторые из них могут отправиться дальше в поисках приключений. Этого мы допустить не можем. Воскресенье — хороший день для мужского помывочного дня. Все осознают, что завтра понедельник, всем на работу, и не развивают активную деятельность выходного дня. Бывает, что до бани докатываются внутрисемейные проблемы, ссоры, скандалы, интриги, но у нас тут всё разрешается ко всеобщему удовольствию: поругавшихся — мирим, провинившихся — прощаем, с желающими поговорить — разговариваем.
— Что бы ещё хотелось сделать в бане?
— Желаний много, но они должны совпадать с нашими возможностями. Приведу пример минимум: хотелось бы улучшить обстановку в фойе, но скорее всего — это желание не нынешнего года. Под баней есть большой подвал, где можно было бы устроить тренажёрный зал, но это точно не реальное желание ближайшего времени.
— Как Вы думаете, есть возможности развития у предприятия или нет?
— К нам стали заезжать посетители из Санкт-Петербурга, мы это уловили и предприняли определённые действия, чтобы этих посетителей стало больше. Для Питера наша цена — вообще копейки. Там платят тысячи для наслаждения именно парилкой на дровах. Вот, приезжают. Сейчас ждём увеличения количества посетителей. К нам стали ездить из района — это тоже показатель. Учитывая, что мы никогда не тратились на рекламу, люди сами как-то узнали, что в бане хорошо и стали приезжать.
— Что вы сейчас предлагаете посетителям бани и вообще горожанам?
— Районная администрация вступила в программу, которая позволит нам привлечь существенные средства на ремонт важного социального объекта — городской бани. Но для получения этих денег по условиям программы необходимо софинансирование. Мы установили в фойе ящик для сбора пожертвований и рядом повесили официальные документы, с которыми каждый может ознакомиться. Надеемся, что благодаря общим стараниям баня получит финансирование и новую крышу с окнами. А это значит, что все, кто желает, но не имеет возможности помыться, смогут сделать это у нас. Ну и, конечно, баня работала, работает и будет работать для всех!
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…