Главная / Дела и люди / О празднике Рождества Божией Матери и Валаамских чудотворцах

О празднике Рождества Божией Матери и Валаамских чудотворцах

В минувшие выходные, 23 и 24 сентября, в Сортавальской церкви во имя святителя Николая Чудотворца совершались Божественные литургии. В субботу богослужение возглавил протоиерей Андрей Баранов, а в воскресенье — благочинный Приладожского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко. В субботний день Литургию сопровождало поистине ангельское выступление юных воспитанников студии духовного пения «Вербочки» под руководством преподавателя Музыкальной школы Ксении Гринчишиной. На воскресной службе великолепно исполнял песнопения взрослый церковный хор под руководством регентов Радиных — иерея Антония и матушки Ольги. Воскресенье — последний день Попразднства Рождества Пресвятой Богородицы. В этот день Русская Православная Церковь (РПЦ) вспоминает перенесение мощей прпп. Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев.

Напомним, 21 сентября весь православный мир отмечает большой праздник — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день верующие чтут память иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Также прославляются чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Кроме того, чествуются иконы Богородицы: Холмская, Курская-Коренная «Знамение» (1295), Почаевская (1559), Леснинская и Домницкая (1696).

О праздничной и воскресной Литургиях, которые совершались в Никольской церкви на минувшей неделе, мы расскажем чуть позднее.

Рождество Пресвятой Девы Марии — важный двунадесятый праздник, первый после начала церковного года. Рождество Пресвятой Богородицы -итог и венец Ветхого Завета, всех надежд и чаяний дохристианского человечества, празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предназначенная от века Божественным Промыслом стать Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Рождество Божией Матери означало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства греху и диаволу.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родители Eе — праведные Анна и Иоаким — знатного еврейского рода. Оба они были люди благочестивые, смиренные и милосердные. Супруги детей не имели, но, даже достигнув преклонных лет, не теряли надежды на милость Божию. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от соотечественников. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, так как в его роде должен был родиться Христос. В один из праздников в Иерусалимском храме священнослужители не приняли жертву Иоакима в дар Богу, и святой в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Горячо молилась и Анна, призывая на свою семью милосердие Божие. Супруги дали обет (обещание) посвятить рожденное дитя на служение Богу.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу, Господь исполнил их прошение. Архангел Гавриил принёс им радостную весть: у них родится Преблагословенная дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.

Рождество Богородицы приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Этот праздник установлен Церковью с глубокой древности.

Вера в заступничество Пресвятой Богородицы в России всегда была так крепка, что ни одно важное дело не начинали без молитв к Царице Небесной. Почти любой богородичный праздник или праздник конкретной иконы Божией Матери связан с фактами спасения народа — от смут, голода, эпидемий, вражеских нашествий, пожаров.

Упомянем о наиболее чтимых иконах Божией Матери. Прославляется икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. Эта икона была найдена 8 сентября (ст. стиль) 1295 г. в окрестностях Курска, разорённого татарами. Святой образ лежал у корней дерева, и, когда охотник поднял икону, на том месте с силой забил источник воды. Позднее здесь был построен монастырь. Особая помощь Божией Матери через эту икону была явлена во время освобождения от польско-литовского нашествия в 1612 г. и в Отечественную войну 1812 г. Перед этим святым образом молятся о защите от вражеского нашествия, о детях, чтобы утвердила их Матерь Божия в вере и истине.

21 сентября празднуется память Почаевской иконы Божией Матери. Святой образ принадлежит к числу наиболее чтимых святынь РПЦ. Она известна всему славянскому миру: её чтут в России, Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других вероисповеданий. В Почаевской лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает сотни и сотни лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих. К Божией Матери перед Почаевской иконой обращаются с молитвой об избавлении от неизлечимых недугов, об исцелении от слепоты, об освобождении из плена и укреплении веры в минуты сомнений, колебаний.

В воскресенье, 24 сентября, Церковь вспоминает перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Святые Сергий и Герман являются основателями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Смысл их иноческого жития заключался в утверждении Православия на Севере Руси, в просвещении древних языческих карельских племен, в основании монашеской обители. Из-за вражеских нашествий XII и XVII вв. обитель терпела опустошения, поэтому полное жизнеописание святых подвижников было утрачено. Древние новгородские летописи свидетельствуют об обретении мощей прпп. Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163 -1164 гг. Вероятно, тогда и состоялось местное прославление святых. Напоминание об утраченном житии святых встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы» (памятнике церковной публицистики XVI — XVII вв.).

В 1819 г. Святым Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти — 11 июля и 24 сентября. Мощи святых Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в нижнем храме Спасо-Преображенского Собора Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной помощи святых являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.

Итак, праздничная Литургия в Никольском храме была совершена в четверг, 21 сентября. В старинной церкви собрались верующие со всего Сортавальского района, а также гости Сортавала. День этот — особенный. Божественная литургия совершалась под знаком Рождества Божией Матери, под знаком Eё любви ко всем нам, людям.

Мы все нуждаемся во всепрощающей любви, нуждаемся в том, чтобы нашлось сердце, которое было бы способно сострадать нам. Поэтому почитание Богородицы так же естественно, как естественна потребность человеческой души в материнской любви, ласке и заботе. И, наверное, нет на свете человека, который бы не чувствовал Eё присутствия в нашем мире и не ощущал существования Eё заступничества за нас. Поэтому Богородицу называем в молитвах «Всемилостивая Заступница, Утешительница, Милосердная, Покровительница, Ходатаица (т.е. ходатайствующая за нас перед Богом), Предстательница (т.е. предстающая за нас перед Богом), Исцелительница, Царица Преблагая, Небесная Царица». Поэтому Церковь считает день, когда чествуют Рождество Богородицы, важным праздником. В этот светлый день радость неизбывная пребывает в наших сердцах! Матерь Божия является всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей.

Теперь коротко о воскресной Божественной литургии. Как уже упоминалось, службу возглавил настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко. Важное богослужение напоминает нам всю земную жизнь Христа — от рождения до Eго Крестных страданий, смерти, Воскресения и вознесения на небо. Дивно, радостно пролетели полтора часа, вместившие в себя и общественные молитвы, и песнопения, и молитвенный подвиг священников в алтаре перед Божиим Престолом, и Таинство причащения.

По окончании Литургии клирики тепло поздравили с прошедшим Днем Ангела бессменную певчую хора, преподавателя Музыкальной школы Наталию Васильеву и с наступившим — чтеца Сергия Антонена и вручили им подарки. Много благодарственных слов прозвучало в адрес именинников.

Благочинный сообщил о том, что 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Никольском храме совершится Божественная литургия.

При подготовке материала использовались православные сайты в сети Интернет.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Новое в законодательстве

ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.04.2024 №77-ФЗ Усилена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В частности, отказ…

Читать Далее

Проведена проверка

Прокуратурой города Сортавала проведена проверка по информации, размещённой в СМИ, по факту установки мусорных контейнеров на территории городского сквера. Установлено,…

Читать Далее

Брачный договор

Количество удостоверяемых в России брачных договоров возрастает ежегодно: пары предпочитают предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в браке, а не решать их…

Читать Далее