Главная / Дела и люди / О святых иконах, отцах Церкви и панихиде

О святых иконах, отцах Церкви и панихиде

В седмицу 2-ю Великого поста, 30 марта, Церковь чтит память преподобного (прп.) Алексия, человека Божия (411). В Неделю 2-ю великопостную, 31 марта, празднуется память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского и Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. На минувшей неделе в Сортавальском Никольском храме совершились Литургия Преждеосвященных Даров (в среду), Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста (в субботу) и воскресная Божественная Литургия свт. Василия Великого.

Сначала традиционно перелистаем церковный календарь. Но сначала — несколько слов о том, почему мы уделяем особое внимание рассказу о святых иконах. Икона — это видение духовной реальности, и это очень помогает нам, особенно во время молитвы. Для нас икона — это священное изображение. А все посвященное Богу заслуживает почитательного поклонения. Мы почитаем Господа в Eго чудесных явлениях — через святые места, через освященные вещи Eго угодников и, конечно, через святые иконы, которые есть очень важное напоминание о Божественном. Священное Писание устанавливает значимость этого почитания, которое направлено на прославление Бога, Богородицы и святых.

27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская» (1613). По преданию, она была написана евангелистом Лукой. Неизвестно, как она попала в город Городец, куда восходят первые упоминания о ней. В 1239 г. Городец был сожжен монголо-татарами, и образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского Василием Костромским. В Костроме он неоднократно сохранялся невредимым при пожарах. В 1260 г. образ был взят костромским князем на битву. И совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство. Так город был спасен от татарских полчищ. Перед этой святой иконой боярыня Марфа Иоанновна в Костроме благословила первого из Романовых, сына своего Михаила Феодоровича на царство (14 марта 1613 г.). Список с чудотворного образа был принесен царем в Москву. Феодоровская икона Божией Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия и рождения детей у бездетных пар, а также помогающая в трудных родах.

30 марта — день памяти преподобного Алексия, человека Божия. Вот краткий рассказ о его житии. Знатные и благочестивые родители Eвфимиан и Аглаида, жившие в Риме, настояли на обручении Алексия, стремившегося к подвижничеству. Но он в тот же день покинул дом, попросил невесту хранить его перстень, «пока Господь не обновит их благодатью», и уплыл в далекий город Эдессу, где долго жил при церкви подаянием. Родители отправили на поиски сына слуг, и те однажды видели его, но не узнали — так успел он измениться.

Тогда родители смирились и положились на волю Божию. Праведника между тем стали почитать, и он, убегая от славы, вновь сел на корабль. Буря отнесла судно к берегам родной Италии. Видя в том Промысел Божий, Алексий пришел домой, в Рим, и выпросил уголок у родителей, которые также не признали его. 17 лет он провел в посте и молитве, по-прежнему питаясь хлебом и водой. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий на свитке написал всю жизнь свою.

Между тем в соборе св. Петра после воскресной Литургии совершилось чудо. От святого престола прозвучал Небесный голос: «В доме Eвфимиана — человек Божий, там ищите». Eго нашли, но уже не застали в живых. После кончины Алексия был найден свиток с описанием его жизни и просьбой простить его. Честные останки святого были погребены в храме св. Вонифатия. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.

Молитва, обращенная к иконе прп. Алексия, помогает избавиться от душевных и телесных болезней, от пагубных зависимостей, а также помогает людям, испытывающим материальные трудности, нуждающимся в поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.

31 марта — память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Он христианский мистик, византийский богослов и философ, автор учения о нетварном свете, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, отец и учитель Церкви.

Святитель Григорий был сыном очень влиятельного сенатора. Родился около 1296 г. Получил прекрасное образование. Он предпочел светскому благополучию духовную жизнь. В возрасте 18-20 лет отправился на Афон. Спустя два года принял монашеский постриг. Около 1325 г. Григорий переселился в Фессалонику. Был возведен в сан иерея. Потом, удалившись на гору, недалеко от Веррии жил жизнью аскета, занимался молитвенным деланием, предавался трудам, бдению и постам. В скиту святого Саввы он занимался богословскими трудами, которые не оставлял до конца жизни. 27 мая 1341 г. Константинопольский Собор принял положение св. Григория Паламы (против ереси монаха Варлаама) о том, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Фаворским Светом. В 1344 г. Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 г., после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь. Святитель мирно преставился Богу 14 ноября 1359 г. Eго святые мощи покоятся в Салониках.

1 апреля прославляется икона Божией Матери Смоленская (1103), именуемая «Умиление». Она явилась в 1103 г. в Смоленске. Этот образ особо прославился в Смутное время. Он находился в лагере русских войск воеводы Михаила Шеина. 20 месяцев защитники обороняли Смоленск и отбивали атаки польских захватчиков. На подвиг их благословляла икона Божией Матери «Умиление». В наши дни список Смоленского чудотворного образа «Умиление» пребывает в Спасо-Окопном храме города.

3 апреля Церковь празднует память преподобного Серафима Вырицкого (12.04.1866 — 3.04.1949).

Великий русский святой XX века иеросхимонах Серафим (в миру Василий Муравьев) родился в деревенской семье. Он с детства стремился к монашеству, но когда оказался в Александро-Невской лавре в Петербурге и сказал о том старцу, тот велел ему оставаться в миру, завести семью, воспитать детей, а уж потом вместе с супругой принять монашество. Мальчик и вообразить не мог, что ему было суждено стать успешным коммерсантом, миллионером-благотворителем, а через 40 лет, после революции, быть принятым в лавру и даже стать ее духовником. Бог дал схимнику поразительную прозорливость, он помог своими духовными советами очень многим. Будущему Патриарху Алексию I он за 20 лет предсказал, что тот станет Предстоятелем Церкви и будет править 25 лет. Предсказал он и войну. В Вырицу из Петербурга святой переехал по состоянию здоровья и там он прожил до своей кончины, принимая множество страждущих, удивляя многих своей прозорливостью. В начале 1941 г. ему пришлось пережить арест, а осенью расстреляли его единственного сына. Своей жизнью батюшка свидетельствовал о Христе. Многие из его деяний ознаменованы чудотворениями. Праведная душа старца отошла ко Господу 3 апреля 1949 г. И теперь не прекращается его народное почитание. По сей день святой старец своим небесным предстательством не оставляет скорбящих и страждущих, молитвенно обращающихся к нему за помощью.

Теперь о субботней и воскресной Литургиях, которые торжественно и величаво сопровождал церковный хор под руководством регента-иерея Антония Радина. Итак, 30 марта литургическое богослужение возглавил протоиерей Андрей Баранов.

После Литургии (в этот день была великопостная Родительская суббота) совершилась панихида с особым поминовением усопших. Выпало так, что это был девятый день со страшного теракта в Подмосковье, когда четверо вооруженных террористов атаковали и подожгли «Крокус Сити Холл». Как известно, в результате теракта погибли 144 человека. Все присутствовавшие в Никольской церкви возносили усердные молитвы об убиенных и погибших от ран, свято веря, что Милосердный Господь, который «не есть Бог мертвых, но живых» (Лк, 20: 38), упокоит их в селениях праведных.

Воскресная Божественная литургия состоялась при большом стечении народа. Как это бывает в Великий пост, собрались в церкви верующие из разных уголков Северного Приладожья, а также православные гости города Сортавала. Богослужение возглавил благочинный Приладожского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко. В этот день на Eвхаристии выносились две Святые Чаши с Христовыми Дарами — столько много было тех, кто причастился!

По завершении Литургии настоятель храма отец Андрей Бондаренко поздравил всех с воскресным днем, а тех, кто причастился, — со святым Таинством причастия. Батюшка сообщил, что в храме 3 апреля в 17:00 будет совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. В выходные дни пройдут Божественные Литургии. Настоятель также напомнил о приближении двунадесятого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, который выпадает на 7 апреля.

При подготовке статьи использовались православные сайты в сети Интернет.

***
фото: Таинство причащения в Никольском храме.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Новое в законодательстве

ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.04.2024 №77-ФЗ Усилена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В частности, отказ…

Читать Далее

Проведена проверка

Прокуратурой города Сортавала проведена проверка по информации, размещённой в СМИ, по факту установки мусорных контейнеров на территории городского сквера. Установлено,…

Читать Далее

Брачный договор

Количество удостоверяемых в России брачных договоров возрастает ежегодно: пары предпочитают предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в браке, а не решать их…

Читать Далее