Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его ребенок говорил чисто, красиво и правильно. У одних детей это выходит сразу, у других связано с длительными занятиями и преодолениями.
Бывает, что родители бьются над проблемой, но дело дальше, чем «ыба» вместо «рыба» или «воска» вместо «ложка» никак не идет. До дома ли тут, до уюта ли? А уж если проблема остается и в школьном возрасте, тут и радость от учения невелика, и уверенности в том, что всё когда-нибудь придёт в норму, нет. На помощь приходит Интернет, всевозможные рекомендации, книги, купленные по совету друзей.
Правильно ли это?
Безусловно, нет! Ведь стараясь сделать свой дом уютным, мы спешим к дизайнеру или просим совета у менеджера в магазине, приглашаем специалистов, способных выполнить работы качественно и максимально быстро. Когда же вопрос касается развития и воспитания, мы экспериментируем, испытывая удачу, или просто надеемся, что всё уладится со временем.
Конечно, не каждому картавящему малышу необходима система занятий с логопедом, но консультация, которая позволит получить нужный совет, убедиться, что вы, уважаемые родители, на правильном пути, необходима всё же в большинстве случаев, если малыш выделяется из среды сверстников.
Когда же нужно обращаться к логопеду?
Время обращения носит индивидуальный характер. Это может быть и 2 года, и 3 года, и 7 лет. Поскольку у подавляющего большинства ребят сам процесс овладения звуками заканчивается к 4-5 годам, проверку можно пройти в этом возрасте, так как, если к 4 годам малыш не выговаривает более 3 звуков, контрольный поход к логопеду может закончиться рекомендацией посещения специализированной группы или системы занятий логопеда. Если видимых проблем у ребенка нет, то визит к специалисту данного профиля можно отложить до поступления в школу, сделав это с запасом времени, к примеру, за 6-12 месяцев.
Если всё же вы не смогли попасть на консультацию или в вашем поселении нет логопеда, но вы слышите, что малыш говорит невнятно или заменяет звуки, можно предложить ребёнку подражать речи взрослого (при условии, что речь занимающегося не имеет дефектов). Игры: «Слушай и повторяй», «Говори как я», «Повторяй и себя проверяй», «Кто лучше скажет» могут стать хорошим стимулом для формирования правильного произношения, развития самоконтроля -важной составляющей в становлении речи.
Используя метод вызывания звуков по подражанию, следует помнить, что не зная, куда нужно поставить язык, ребенок может добиться искаженного звучания. В таком случае следует прекратить занятия и найти возможность получить консультацию специалиста, заказать видеоуроки. Занимаясь с малышом под контролем логопеда или вместе с ним, вам, дорогие родители, придется много трудиться, обращая особое внимание на правильное точное выполнение артикуляционной гимнастики. Помните, выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция — основа хорошей дикции. Работа над коррекцией звукопроизношения сложна и требует определённой системности, последовательности. Время постановки одного звука зависит, в первую очередь, от индивидуальных особенностей ребёнка и занимает разное по длительности время: от месяца до года, а в некоторых сложных случаях и более. В любом случае родителям надо запастись терпением, не ждать, что за одно занятие малыш овладеет системой знаний и умений, тогда речь непременно будет правильной, в школе малыш не столкнётся с дополнительными трудностями и связанными с ними нагрузками, а в доме вашем всё будет без проблем.
Начиная учебный год, хочется напомнить, что у малыша, который пошёл в школу, вне зависимости от речевой готовности, вся жизнь полностью меняется. Подчиняясь расписанию уроков, она строится по новым правилам и другому режиму дня. Чтобы облегчить привыкание, постарайтесь с самого начала выстроить день вашего первоклашки без отступлений от нового графика:
— укладывайте ребенка спать вовремя;
— начинайте учить уроки с письменных заданий;
— чередуйте занятия и делайте перерывы по 10-15 мин.;
— заканчивайте выполнение домашнего задания не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна;
— чаще подбадривайте своего малыша;
— не отбирайте у ребенка законные дни каникулярного отдыха, важно чтобы ребёнок сел за парту полным сил, а не выжатым, как лимон;
— находите время для разговоров со своим ребёнком, чтения книг, заучивания стихов, рисования, лепки, аппликаций. Используйте всё свободное время для общения и с пользой, тогда первый класс и всё обучение в школе будет идти без проблем!
Учитель-логопед высшей категории Н.Г. Мяки
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…