Главная / Дела и люди / Эстетика обшарпанного фасада, или Как остановить время

Эстетика обшарпанного фасада, или Как остановить время

Вы можете остановить время? Нет! Но, лишь до того момента, пока не возьмёте в руки фотоаппарат.

Художественный талант фотографа Алексея Легконогова раскрывается через его оригинальные фотоснимки, передающие особую атмосферу старого города, где приветливо горит свет в окнах домов, где жители занимаются своими обычными делами…

ЗНАКОМСТВО

— Алексей, откуда такая любовь к фотографии?

— В советский период в нашем городе существовало несколько фотокружков, в том числе и в школе № 7 посёлке Хелюля, где я учился. Мы, мальчишки 6-7 классов, с интересом постигали аз ы фотоискусства — учились проявлять плёнку, печатать. Когда азы были освоены, я перестал посещать занятия, решив заниматься фотографией самостоятельно.

— Родители повлияли на ваше увлечение фотографией?

— Да, но не напрямую. Моя мама по профессии была учительница литературы, именно она привила мне любовь к чтению. Отец мой был художник-любитель, занимался живописью, так что видеть прекрасное в жизни я научился сполна.

ФОТО

— Что больше нравится фотографировать?

— Сначала фотографировал пейзажи, но со временем этот жанр показался мне неинтересным. Сейчас больше снимаю людей. И это — не классический портрет, не «лавстори», не постановка. Мне интересен больше жанровый портрет, репортажная фотография, где в кадре обязательно есть история, в которой главный герой — человек, изображённый в привычных для него обстоятельствах и условиях.

— Поэтому Вы часто фотографируете в общественных местах: на улице, в церкви?

— Потому что люди, когда не позируют — они «настоящие». Я пытаюсь поймать эмоции, а они разные: это радость и печаль, удивление и испуг, волнение и вдохновение.

Как фотограф люблю ловить мгновение, момент, который уже невозможно повторить. Наиболее удачные кадры получаются, когда ставлю перед собой задачу запечатлеть тот или иной объект. Обычно снимая издалека, я именно жду эмоцию от человека, предвкушая момент, чтобы затем эту эмоцию «поймать» в кадр.

— У Вас много атмосферных фото старого города. Причём Вы не боитесь показывать самые его задворки. Это так?

— Eсть в этих старых обшарпанных фасадах своя эстетика, какое-то своё, присущее только им, очарование, свой шарм. Люблю фотографировать в районе Кюмёля, где город «натуральный», где минимальное количество декоративных элементов (часто -полное их отсутствие) и максимум натуральных материалов. В нашей памяти откладываются не образы стандартных фасадных коробок, а именно улицы старого города, где прошли наше детство и юность, даже если эти улицы выглядят не так «приглажено».

— Чёрно-белое фото — это то, с чего начиналось искусство фотографии. Для меня монохром придаёт кадру меланхоличность и задумчивость. Вы отдаёте предпочтение чёрно-белому фото или цветному?

— Смотря для чего фото и какую цель преследую. Eсли цвет не играет решающую роль, и я хочу сделать акцент на линии и формах, то перевожу фото в монохром. Eсли цвет доминирует, гармонируя с другими, оставляю фото в цвете.

— Что делает хорошую фотографию хорошей?

— Хорошая фотография та, которая передаёт замысел автора, отражает его позицию посредством освещения, композиции, объекта съёмки и так далее. И как сказал один мэтр: «Хорошая работа отличается от обычной ровно на глубину души автора».

— Разве замысел можно безошибочно понять через фото, мало ли что задумал автор!?

— Конечно! Но восприятие фотографии зависит от уровня подготовленности зрителя. Фотография — это визуальный язык. Автор показывает, что его беспокоит в данный момент, что приводит его в восторг, и я это вижу. Сейчас модно в интернет-сетях сопровождать фото большим количеством пояснительного текста, который нередко диссонирует с фото. Считаю это лишним -фото всё скажет само.

ФОТОКЛУБ

— В нашем городе часто можно увидеть местных жителей с фотоаппаратами безмятежно гуляющих в парке, вдоль залива. В Сортавала есть люди, которые понимают, как и что снимать?

— Конечно! Чтобы объединить фотографов-профессионалов и любителей в 2012 году мы создали фото клуб «6х9», организаторами которого выступили известные в своих кругах мастера: Ольга Аристова, Михаил Никишин и я. В клуб входят более 40 фотографов из разных городов России, активно работающих на сегодня — 20 человек. В этом году клубу исполнится 10 лет, за это время участники подготовили более 20 фотовыставок. Представляли свои работы мы и в финском городе Sotkamo, с которым клуб «6х9» заключил договор о сотрудничестве.

Итогом работы за прошедший год стала выставка фотографий участников клуба под названием «Город и горожане», размещённая в зале Молодёжного центра. Сортавальцы могут увидеть красоту родного города в кадре, всё то очарование, которое мы не замечаем, спеша с работы домой.

— Сейчас, когда фотография, по моему мнению, обесценивается как искусство из-за доступности техники и интернета, так трудно привить молодёжи хороший вкус! Занимается ли молодёжь фотографией серьёзно?

— Мы проводили летние двухмесячные курсы от фотоклуба на базе Молодёжного центра. Учиться фотоискусству пришло 20 ребят 13-14 лет, в итоге осталось всего лишь четверо, а потом и двое.

— Не хотят учиться?

— К сожалению, не каждый готов принимать правила, учиться чему-то новому. Проще сделать фото на телефон и загрузить в «Яндекс», получив множество стоковых фотографий, среди которых шедевра Вы точно не найдёте.

КОНКУРСЫ

— «Пиарите» ли Вы наш город, участвуя в проектах-конкурсах?

— Обязательно! За прошедшие 10 лет я неоднократно становился участником и призёром многих коллективных выставок, проходивших в разных городах России.

Например, на проекте «Best of Russia» («Лучшие фотографии России») я представлял работу под названием «Маленькая Eвропа», на которой запечатлён центр города. Множество фотографий, отражающих жизнь в России: от Калининграда до Дальнего Востока, поступило на конкурс. Моя работа вошла в число 350-и отобранных из нескольких тысяч заявленных, что позволило стать участником и приехать в Москву.

Также я участвовал в международном фестивале «Глазами северян», посвящённом 100-летию со дня основания Мурманска. Всего на фестиваль поступило 537 работ от авторов из 13 регионов России, а также Финляндии, Латвии и Норвегии. Жюри приняло к участию 242 работы 82-х авторов, в числе которых оказался и я с фотографией «Крыша Ладоги», снятой на острове Hankosalo.

ПРОФИ

— Так что же необходимо начинающему фотографу, чтобы добиться успеха? Наличие профессиональной фотокамеры?

— Нужно не только оттачивать технические приёмы, но и повышать свой культурный уровень и развиваться как личность. Интересоваться литературой, поэзией, музыкой, живописью. Смотрите работы фотографов-мэтров, посещайте выставки! Вспомните, когда вы последний раз были в Эрмитаже, Русском музее? Тогда вы найдёте, что сказать людям через фотографию.

— Как выбрать фотоаппарат? Каким пользуетесь Вы сами?

— Наличие фотоаппарата -это как наличие кастрюли в доме. Всё зависит от того, в каких руках находится техника. Выбирайте не самый лучший фотоаппарат, а именно ту модель, которая подойдёт под ваши задачи и навыки. Чтобы сделать правильный выбор, лучше сразу решить насколько серьёзно вы хотите заниматься фотографией, собираетесь ли вы учиться делать профессиональные снимки или же хотите просто фотографировать на память. Я, например, работаю с фотоаппаратом «Canon».

— Что видит фотограф, чего не может уловить обычный человек?

— Фотограф обладает образным мышлением. То есть, он видит образ и начинает снимать. Вот Вы, когда идёте по улице что видите?

— Хаос!

— А фотограф изолирует предметы от уличных событий. У меня это уже вошло в привычку: могу смотреть отрешённо, при этом вижу, куда идёт человек и оставляю ему место для движения.

— То есть мы все у Вас «под прицелом»?

— Можно сказать и так.

— Как совершенствуетесь?

— Смотрю 400-500 фото каждый день. Eсть такой термин — «насмотренность», этот приём служит хорошим дополнением к самообразованию. Можно смотреть работы разных авторов, учась их анализировать. У меня есть 700-800 наших и зарубежных мастеров фотографии, работы которых я постоянно смотрю. Например, А. Петросян, Б. Назаренко и другие. Кстати, такой приём могу посоветовать новичкам.

— Вы можете назвать себя профессиональным фотографом?

— Скорее больным, увлечённым фотографией! Не могу сказать, что научился всему. Eсли вам кто-то из знакомых фотографов скажет: «Я всё умею!» — гоните его в шею, так как этот фотограф как творческая личность уже давно умер.

ГОРОД

— Сейчас архитектурное уродство стало нормой жизни — исторические, красивейшие здания разрешают загораживать вывесками и кондиционерами. На центральных улицах организуют рынки. Возвращаясь к Вашим работам, представленным на странице в «ВКонтакте», делаю вывод — Вы любите свой город. Что хотелось бы изменить в Сортавала?

— Ничего менять и выдумывать не надо! У нас есть природа, архитектура, грамотно выстроенная городская планировка. Сейчас город, к сожалению, «убит» и надо как можно скорее привести в божеский вид оставленное нам финское и советское наследие.

— Можно ли заработать на художественной фотографии?

— Нет. Заработать можно только имя. И если моё фото найдёт эмоциональный отклик в вашей душе и получит вашу оценку — моя миссия выполнена.

***
фото: Алексей Легконогов.;«Солнцебол».;«Маленькая Европа».

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Новый сезон начнётся с премьеры

Сортавальские театралы строят планы на открывающийся сезон и уже готовятся радовать любимого зрителя. О недалёком прошлом и перспективах рассказал руководитель…

Читать Далее

Новое в законодательстве

РАСПОРЯЖEНИE ПРАВИТEЛЬСТВА РФ ОТ 14.09.2022 №2611-Р С 1 октября 2022 года оплата труда «бюджетников» увеличится на 4 процента. Распоряжением федеральным…

Читать Далее