Главная / Дела и люди / По ком звонит колокол? Он звонит по тебе

По ком звонит колокол? Он звонит по тебе

Нынче, кажется, что холм Роккапата, на котором стоит пустая финская церковь, — невероятная глушь. В 500-х метрах от холма начинается посёлок Лумиваара. Там не больше полутора сотен постоянного населения. Относительно оживлённую жизнь в этих местах поддерживает, разве что, туризм — Приладожье становится популярнее с каждый годом.

А вот от деревни Кумола, в центре которой, собственно, и был построен храм, не осталось и следа. Да и сама Лумиваара теперь даже не центр сельского поселения. Такое впечатление, что ещё один поворот истории, и финская кирха, чуть отстоящая от грунтовой дороги Лумиваара — Элинсаваара, окончательно затеряется в карельских лесах. Но тем удивительней, что здесь отчётливо ощущается чье-то присутствие. Даже может быть не то Божественное присутствие, о котором во все времена любили говорить богословы и мистики, а существование чего-то большего, чем отдельный и часто одинокий, случайный, в сущности, путник.

Вокруг ни души. Разве что за день заедут одна или две машины с туристами из Москвы или Питера. И, правда, что местным жителям, пережившим и советский колхоз, и постсоветское разорения, до протестантской церкви? У них и православная-то ближайшая в десяти километрах, в районном центре.

В 1935 году финская община построила кирху (церковь) в посёлке Лумиваара. В советское время в кирхе хранили зерно, с девяностых годов прошлого века здание заброшено. Здесь снимают фильмы киностудии федерального значения, устраивают фотосессии и даже заключают браки. Например, в 2016 году тут венчалась солистка проекта «IOWA» Eкатерина Иванчикова.

Сначала 90-х годов прошлого века сюда приезжают бывшие жители, а ныне граждане Финляндии. Они ухаживают за кладбищем, которое сохранилось рядом с кирхой, и приводят в порядок окружающую кирху местность. В другие дни за кирхой и кладбищем присматривает местный житель Андрей.

«…Я родился в Лумиваара. Тогда здесь было много людей — в школу по 40-50 человек приходили каждый день. Лумиваара после 1945 года, как и весь Карельский перешеек, была заселена белорусами, украинцами, переселенцами из Вологодской области. Коренных жителей здесь не было — только пришлый народ».

Люди в первую очередь заселялись в пустые финские дома. Но у финнов была хуторная система: едешь по дороге — стоит дом, а в километре или двух ещё один дом стоит, жили они обособленно. А у нас все должны жить в деревнях. Для этого финские дома разбирали и перевозили, укрупняя деревни.

«.На самом деле моя настоящая фамилия Вессико, это финская фамилия. В советские годы фамилия превратилась в украинскую. Вместо двух «сс» поставили одну «з», и получилось Везико. Мой отец — этнический финн. Он родился в Ленинградской области, там было поселение ингерманландцев, которые с давних времен жили в этой местности. Отца, когда в 1939 году началась Зимняя война, эвакуировали на территорию Финляндии.

Война кончилась, и в 1946 году представители Советского Союза приехали в Финляндию, предложили возвратиться обратно, обещали, что земли вернут, дома построят. Отец согласился, и его на пароме перевезли из Хельсинки в Таллин, где запихнули в теплушки, заколотили и отправили в Сибирь. В 1953 году умер Сталин, наступило послабление, отцу разрешили уехать из Сибири, и он поселился в Петрозаводске. Потом маму как молодого учителя направили преподавать в Лахденпохский район. С1960 года они жили в Лумиваара.

В кирхе в советское время зерно хранили, и мы зимой с ребятами рядом в войнушку играли, летом лазали на второй этаж и оттуда в горох прыгали. Раньше крест был позолочен и крепился на шпиле кирхи. Но в 1990-х крест покосился, с помощью подъемного крана его сняли и внутрь поставили. Местные были уверены, что весь крест сделан из золота, и пока его чистили, соскребли позолоту.

На колокольню ведёт деревянная лестница, где раньше висели два колокола, их отлили специально для церкви в 1934 году в Финляндии. Колокола провисели там всё советское время. Несколько лет назад зимой маленький колокол сорвали. Eго нашли только весной, в канаве и отвезли в милицию, после чего он каким-то образом оказался на территории отеля в городе Лахденпохья.

Перестройка принесла глобальное потепление между русскими и финнами, и Горбачев дал разрешение финнам приехать на свои бывшие территории. Сначала в Лумиваара приехал один финн, мой отец начал его возить по хуторам, а на следующий год приехал уже целый автобус финнов.

Сейчас финны каждый год приезжают и платят символическую сумму — 150 евро за покос травы на кладбище возле кирхи в Лумиваара. Это кладбище героев — здесь похоронены финские солдаты, которые погибли во время Зимней и второй мировой войн. В советское время возле кирхи был лес, но после 1993 года, когда финны приехали, кладбище расчистили и поставили кресты. Финны дают газонокосилку, триммер, и ты косишь, пока погода позволяет. Осенью они специально свечки привозят — их надо зажечь двадцать пятого декабря на кладбище у церкви.

Раньше я вместе с отцом возил финнов по хуторам, а теперь один вожу. Финны ко мне напрямую обращаются. Они приезжают, выпьют, переночуют, потом пойдут к своему хутору, поплачут, попоют… Больше ничего интересного не происходит».

Действительно, финны каждый год в Лумиваарской кирхе проводят праздник — День коммуны.

Они привозят электрогенератор, ставят колонки, обкладывают кирху внутри березовыми ветками, наряжаются в национальные костюмы, поют песни и читают молитвы.

Коммуна Лумиваара была образована в XX веке. До 1922 года эти земли входили в состав коммуны Яаккима (нынешний Лахденпохья). В конце 20-х годов в Лумиваара и её 11 деревнях жило чуть больше 6 тыс. человек. Коммуна относилась к Выборгской губернии, судебному округу и приходу Куркиёки.

Поселок Лумиваара до 1945 года назывался Кумола. В Кумола проживало менее 5 тысяч человек. Кумола был самым большим посёлком в муниципалитете — здесь имелись и школа, и мельница, и лесопилка, и даже электростанция, которая обеспечивала электроэнергией целую деревню. Рядом с Кумола в 1935 году по проекту архитектора Илмари Лауниса построили церковь. Этот высокий кирпичный башенный храм с колокольней осветили в год постройки, он стал самой высокой точкой округи. Зал кирхи был рассчитан примерно на 720 сидячих мест. У входа -год окончания строительства и картина: два ангела стоят на коленях у Креста. Надпись гласит: «В Тебе — источник жизни». Большую часть мебели приход получил в качестве пожертвования, купить орган для кирхи не успели.

До начала финской войны храм прожил всего четыре года. Двери кирхи закрылись навсегда.

Самое удивительное, что храм стоит. Откроешь тяжёлые двери и попадаешь в совершенно иное пространство, где до сих пор можно ощутить дыхание давно отошедшей и навсегда потерянной жизни со всеми её надеждами и печалями, радостями и скорбями. Жизни, так нелепо оборванной из-за взаимного недоверия и враждебности политиков, ярости идеологических систем, трагедий и споров отшумевшего XX века.

…А если подняться на колокольню, то можно ударить в большой колокол, и гулкий стон разнесётся над холмом Роккапата и бескрайними при-ладожскими лесами. На него вряд ли обратят внимание местные жители — мало ли как люди забавляются. Но, быть может, его услышат те, кто заступает сейчас на смену жившим в веке войн и разрухе — в XX веке. Они, хочется верить, настроены на созидание.

А иначе и быть не может: разруха уже везде свой порядок «навела». Наступает время созидать.

По материалам сайтов http://kirkhi.zapovednik.space, http://www.severreal (автор Андрей Полонский)

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

А ну-ка, мамы!

В городе Сортавала продолжилась ещё одна замечательная традиция — в Социально-культурном молодёжном центре прошла программа «А ну-ка, мамы!» И пусть…

Читать Далее