Больничные для предпринимателей
В 2024 году Отделение Социального фонда по Республике Карелия выплачивает больничные и пособия в связи с материнством 418 индивидуальным предпринимателям,…
Шел пятисотый день блокады. В этот день, 18 января 1943 года, была, наконец, прорвана блокада Ленинграда.
Как писал журналист, постоянный автор «Невского времени», Дмитрий Каралис, «Гитлер истерично воспринял поражение. Немецкая печать заранее известила, что узкая полоса болотистой земли рядом с линией фронта, которую отвоевали русские, — это игольное ушко, в которое не пролезть даже истощавшему коммунистическому медведю». Но советское командование знало истинную цену будущему коридору рядом с Ладогой. Вечером того же дня Государственный Комитет обороны принял решение о строительстве железнодорожной ветки длиною в 33 км Шлиссельбург — Поляны. Она должна была соединить внутреннюю блокадную сеть железных дорог с внешней, ведущей на Волховстрой и далее на восток страны. Уже на следующий день вслед за минёрами по январским снегам двинулись геодезисты и военные железнодорожники — они начали разметку и прокладку трассы.
Строительство велось с двух сторон. Пять тысяч человек днём и ночью рубили деревья, заготавливали шпалы, подносили рельсы. Машины не могли там пройти. Грунт таскали в трофейных мешках с карьеров, возили на санках и кусках кровельного железа, ссыпали в хлюпающее болото. Поверху настилали клети из бревен, а сверху укладывали рельсы. Почти вся трасса просматривалась противником с Синявинских высот. Фашисты методично обстреливали каждый её километр.
Самой сложной частью пути была свайно-ледовая переправа через Неву длиной в 1 050 м. для выхода на станцию Шлиссельбург, рассчитанная на эксплуатацию только в зимнее время. Одновременно с ней начали строить мост через Неву, чтобы успеть построить его до весеннего ледохода, когда нужно будет разбирать свайно-ледовую переправу. Работы велись на этих объектах днём и ночью. В дно реки забивали сваи, их скрепляли между собой и сверху вмораживали шпалы, а на них укладывали рельсы. За 9 дней было забито 2 644 сваи. 2 февраля 1943 года было закончено сооружение свайно-ледовой переправы. Она выдержала испытание и с 4 февраля по ней уже шли воинские эшелоны.
Строительство всей Шлиссельбургской магистрали шло в тяжелейших условиях зимы: сильные морозы, бураны, глубокий снег… Несколько раз за сутки появлялись вражеские самолёты. Дыбом вставала земля от снарядов и бомб, разрушалось построенное, гибли строители. Но героическая работа продолжалась. Строительство шло с большими отступлениями от обычных технических требований, что позволило проложить трассу Шлиссельбург — Поляны за 17 суток!
7 февраля ленинградцы встречали на Финляндском вокзале первый поезд с Большой земли. Паровоз гудел, гремел оркестр и мощное «Ура!». Люди не скрывали слёз радости.
Первые поезда шли по трассе только ночью, медленно, с погашенными фонарями, с интервалом 20 минут, позже — через 3-5 минут. Вражеские прожекторы и звукоуловители засекали поезд. Eдва он въезжал на свайно-ледовую переправу через Неву, как начинался обстрел эшелона. Наша артиллерия открывала по врагу контрбатарейный огонь. В светлое время суток поезда защищали зенитно-пулеметные взводы. Истребители и бронепоезда сопровождали эшелоны с бензином и боеприпасами. Шлиссельбургскую трассу разрушали 1 200 раз! — это три прямых попадания в день. Но восстановительные бригады действовали быстро — и движение возобновлялось. «Коридором смерти» называли тогда эту магистраль, и только после 1945 года ее переименовали в «Дорогу Победы».
Объёмы ввозимых продуктов выросли в сотни раз. Хлебный паёк ленинградцев увеличился, по карточкам стали выдавать свежее мясо, сало, пшеничную крупу. Один эшелон в 20-30 вагонов — это тысяча легендарных «полуторок», работавших на Ладожской Дороге жизни. Город-фронт накапливал силы для полного освобождения от фашистской блокады.
В городе Сортавала жила участница этой страшной битвы за жизнь Ленинграда Антонина Захаровна Валикова. Она родилась 3 марта 1924 года в г. Славянске Краснодарского края в семье кубанских казаков. Окончила начальную школу и с 13 лет нянчила детей своих старших сестёр. Когда мужа в июне 1941-го призвали в армию, она ушла вслед за ним. Их зачислили в состав Военно-эксплуатационного отделения №4 — специального формирования, которое обслуживало прифронтовые участки железных дорог. В январе 1943 года, после прорыва блокады Ленинграда, их направили на строительство Шлиссельбургской магистрали.
Антонина много лет испытывала ужас при воспоминании о том периоде своей жизни. Она страшно боялась бомбёжек, обстрелов, боялась покойников, а их было много вокруг.
Работали круглые сутки, по пояс в снегу, на морозе. Eй приходилось возить грунт под рельсы на листах кровельного железа, поднимать брёвна и шпалы. Это был каторжный труд, экстремальная ситуация, у которой не было конца. Физическое и эмоциональное напряжение не проходило в короткие часы отдыха. Жили все в вагончике, горячее питание получали 1-2 раза в сутки.
Затем бригаду перебросили на строительство свайно-ледовой переправы через Неву. Тоне было 19 лет, она была сильной, здоровой, красивой казачкой, правда красота её была спрятана в шапку-ушанку, фуфайку, ватные штаны и валенки с галошами. Одежду она носила легко, не замечая веса, но страдала от тяжёлого мужского труда. Она забивала сваи в дно Невы, укладывала на лёд шпалы. Понимание подвига, который они совершили, пришло тогда, когда по этой переправе прошёл первый эшелон, он вёз танки. Испытанное тогда счастье, потрясение от увиденного, Тоня помнила всю жизнь. Когда весной начал таять лёд, им пришлось разбирать эту переправу. Антонина, всё понимая, не могла сдержать слёзы.
Потом они снова вернулись на сухопутный участок Шлиссельбургской трассы. На самом деле с наступлением весны вдоль всей магистрали стояла вода. Рельсы погрузились в воду и болотистую грязь, и проходившие по ним поезда были похожи на пароходы. Из-за размыва пути движение поездов прерывалось в марте 4 раза, в апреле — 18 раз! На ремонтных работах ежедневно было занято до 3 000 человек. Работы проводились под водой и были невероятно трудны, а Тоня несколько месяцев была «живым светофором» на своём участке пути. Вспоминая то время, уже после войны, Антонина и её муж Петр удивлялись и восхищались большой слаженностью в работе всех служб, жертвенным трудом людей ради спасения магистрали.
После полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады бригада Петра и Тони шла вслед за войсками через Прибалтику, Польшу, Германию. Судьба их хранила. После войны они воспитали сына Виктора и дочь Татьяну, у которой в г. Сортавала и проживала Антонина Захаровна, участница войны, награждённая медалью «За оборону Ленинграда».
***
фото: Строительство моста в Шлиссельбурге, 1943 год.;Железная дорога Победы для блокадного Ленинграда.
В 2024 году Отделение Социального фонда по Республике Карелия выплачивает больничные и пособия в связи с материнством 418 индивидуальным предпринимателям,…
Социально-культурный молодёжный центр приглашает на фестиваль творчества старшего поколения «Живи ярко» (0+). В программе коллективы разных жанров из Карелии и…
В минувшие выходные дни, 5 и 6 октября, в Сортавальской Никольской церкви состоялись Божественные литургии. А 9 октября Божественная литургия…