Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
К Дню пожилого человека мы вспоминаем о своих близких, достигших почтенного возраста. Иногда они сами напоминают о себе нам, закрутившимся в вихре дел.
Сегодня Газета «Вести Приладожья» публикует воспоминания Людмилы Александровой, пенсионерки, ныне жительницы Санкт-Петербурга, воспитывавшейся в Лахденпохском доме малюток, а позже Детском доме.
В городе детства
«Судя по документам, которые остались после смерти родителей, — так начинает свой рассказ Людмила, — я родилась в посёлке Островное Коношского района Архангельской области в июне 1952 года. Как знаю из рассказов маминой племянницы Али (в девичестве Николаевой), я именно сама выбрала себе приёмную семью Александровых, вернее — отца (мама хотела мальчика)».
Позже Людмила узнала, что взять её удалось потому, что мама (принявшая её как родную) никому не говорила, что уже может иметь детей. Новые родители Люды жили в Лахденпохья. Мама и отец часто уезжали к родственникам в Ленинград. Они тщательно скрывали удочерение, говоря, что Люда их родная доченька.
«Надо сказать, мне очень повезло с семьёй, особенно с отцом, — продолжает Людмила. — Этот мягкий по характеру человек, в отличие от матери, которая казалась мне жёсткой, был для меня лучшим. В моей памяти всплывают кадры: я с папой пешком иду на «лимонадку» (завод напитков) к дяде Васе Кирикову за квасом. Я горжусь папой, он — работник цеха столярных плит Фанерного комбината. Мы живём на улице Пушкина, в доме №4. Затем переезжаем на улицу Лесная (Лесной посёлок), в дом № 28. Везде и всегда у меня была своя комната».
Женщина помнит соседей по улице Пушкина и очень надеется, что Eпишкины, Кирьяновы, Колгановы вспомнят её. А ещё Сычёвы. Они жили на Октябрьской, недалеко от гостиницы.
Школа
В первый класс девочку записал папа. Она и сегодня помнит, как пришли с документами в школу, и ей там очень понравилась одна учительница. Об этом будущая ученица поспешила сказать отцу.
1 сентября случилось настоящее чудо — Люда попала в класс к Александре Платоновне Шмаковой, той, что приглянулась при первой встрече… «Это был педагог от Бога. Eй я многим обязана».
До пятого класса Люда училась очень даже неплохо, потом всё изменилось. Каким-то образом в школу просочилось информация, что девочка приёмная. Eё стали называть «детдомовкой». А она, защищая себя от этой информации, прогуливала уроки, убегала из дома. Но не нужно думать, что у Люды не было защиты: в семье — родители, а в школе — любимая первая учительница и одноклассник Саша Яценко. Александра Платоновна, понимая, что девочке нужно привыкнуть к новому статусу приёмной, оставляла учительницу у себя на ночь. «Это вообще была женщина потрясающая. С её дочерью Светланой (теперь Фокиной), которая двумя годами моложе меня, я, уехав из Лахденпохья, держала связь. Переписываюсь и сейчас, в соцсети». С теплом в сердце вспоминает Люда подругу детства Катю Насонову. «В их семье было трое детей: старший — сын Саша, и две дочки — Наташа, на два года старше меня, и Катя, на два года моложе».
Взрослая жизнь
После окончания восьмилетки, провалив вступительные экзамены в Сортавальский техникум, Люда год работала в местной типографии.
«Помню, там трудилась тетя Нина Гладина — моя наставница. Научила многому, а главное — не бояться любой работы».
Год пролетел быстро — родители (родом из Петербурга) настояли на переезде в Ленинград (Речной посёлок) под «крыло» к маминой сестре Антонине Николаевне Васильевой. Было это в 1969 году. Там же в пригороде, в одной из воинских частей, уже жила Аля, мамина племянница. Люда скучала. Первые годы, пока с Финляндского вокзала поезд ходил в Лахденпохья, встречала его. Встречала и ощущала — родная сторонка рядом.
В Ленинграде Люда окончила строительное ПТУ. Отработала положенные три года после распределения, и тут к ней пришла любовь! Как-то на танцах в Доме офицеров познакомилась с пареньком. Поженились. Устроилась на службу в ГРАУ Минобороны, забеременела. А мужа отправили в Афганистан. Через полгода пришла похоронка. Дочь пришлось воспитывать одной. Девочка на радость получилась замечательная. У неё за плечами садово-архитектурный лицей и педагогический колледж, два диплома с отличием и любимая работа — в детском саду.
По службе тоже всё было гладко -после расформирования в воинской части устроилась в СЗРЦ МЧС России. Оттуда вышла на пенсию, рано, в 41 год (на то были причины) и стала путешествовать по стране. Но, где бы она ни бывала, всегда её тянуло и тянет в родные пенаты, в Лахденпохья. Этот город Людмила считает родным.
«Особенно скучала, отдыхая на Урале — это место мне чем-то напоминало Карелию. За 51 год Ленинград стал родным. Последние десять лет постоянно живу с внучкой, ей 21 год. Она ездит в город моего детства, к своим друзьям. Была пару лет назад и я, правда в Мийнала. Принимала меня замечательная женщина Светлана Ольшина, чистый добрый, открытый человек. Рада, что жизнь подарила мне эту встречу. Забот много, много радостей. Изредка хожу на концерты — у нас для пенсионеров местные муниципалы приобретают билеты. Общаюсь с друзьями — с появлением интернета сеть знакомых расширилась. Живу и радуюсь жизни. Осознаю, что жизнь у меня интересная и насыщенная. Однако с возрастом скучаю по родине больше и больше. Мне 68 лет. Я не поменяла фамилию моих приёмных родителей, выходя замуж -это моя благодарность людям, подарившим счастливое детство».
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…