Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Война, тяжелейшие месяцы блокадной зимы 1941-1942 годов: голод, холод, интенсивные обстрелы и бомбёжки города, пожарища, разрушения… Смертельная угроза нависла над Ленинградом, о ней говорили прямо, открыто. Казалось, что жизнь замерла, но это только казалось — город жил, работал, сопротивлялся.
В первые грозные дни войны, когда враг стремительно приближался к Ленинграду, рождалось величайшее музыкальное произведение — Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которую называли в то время Эльбрусом музыкального творчества. Композитор хотел поведать миру о славе Ленинграда, о мужестве его защитников. Он начал работать над симфонией 15 июля 1941 года. В первой части — нашествие, удалось показать реальный образ зла. Вторая часть — воспоминания о мирной жизни.
Шостакович не мог оторваться от партитуры, брал её с собой, когда дежурил на крыше консерватории, и прерывал работу только на время налёта вражеских самолётов. Композитор работал много, напряжённо, быстро. Только 25 сентября он позволил себе отдых — в этот день ему исполнилось 35 лет. К 29 сентября Шостакович закончил три части задуманной симфонии. В третьей части он воспел образ любимого Ленинграда, его вечную красоту.
Первые две части симфонии сыграл коллегам. Впечатление было ошеломляющее!
30 сентября поступило распоряжение из Смольного об эвакуации Дмитрия Шостаковича и его семьи. 1-го октября он вылетел в Москву, а затем отправился поездом в Куйбышев (теперь Самара). В дороге была утеряна рукопись симфонии. К счастью, позже на вокзале был найден тюк, в котором она была упакована. Шостакович рвался обратно в Ленинград. Eго не пустили. Рвался в действующую армию, но оказался негодным к военной службе. В Куйбышеве композитор закончил работу над симфонией к 27 декабря 1941 года.
Уже 5 марта 1942 года в Куйбышеве состоялась премьера Седьмой симфонии. Трансляция шла на всю страну и начиналась словами: «Говорит Москва, говорит Москва», хотя передача велась из Куйбышева. 29 марта — премьера в Москве, где Дмитрий Шостакович произнёс такие слова: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».
В Ленинграде 15 человек из Радиокомитета слушали трансляцию симфонии из Москвы. Это было не просто сильное впечатление, это было потрясение от услышанного. Родилось страстное желание исполнить симфонию в героическом Ленинграде. Об этом же мечтал и сам композитор.
Симфония была сложнейшим произведением, требовался большой и особый состав оркестрантов. Оркестры филармонии, капеллы, консерватории Большого и Малого театров оперы и балета были эвакуированы вглубь страны. Оставался оркестр Радиокомитета, но ряды его значительно поредели: кто-то был на фронте, кто-то умер от голода(26 человек за время блокады), кто-то ослаб и не мог самостоятельно двигаться. Сам главный дирижер оркестра Карл Ильич Элиасберг попал в госпиталь с дистрофией. О наборе в оркестр объявили по радио. К концу марта открыли столовую для музыкантов, все они получили продуктовые карточки первой категории.
В марте 1942 года начались репетиции в малой студии Радиокомитета. Топилась печка-буржуйка, было дымно. Как вспоминала Ольга Берггольц, «музыканты были исхудавшие, походили на беженцев. Дирижёр был в шапке-ушанке и меховых варежках. Трудно было поверить, что эти люди — оркестр».
В марте Радиокомитет направил Ольгу Берггольц в Москву за партитурой Седьмой симфонии. Партитура была доставлена в Ленинград самолётом, и с 25 июля Элиасберг начал работать с оркестром над Седьмой Ленинградской симфонией Дмитрия Шостаковича. О симфонии говорили по радио, часто писала о ней «Ленинградская правда». Eё называли «симфонией героической борьбы и победы», симфонией «всепобеждающего мужества». Сама симфония и ажиотаж вокруг её исполнения пробудили понимание масштаба этого события не только для музыкального мира.
9 августа 1942 года гитлеровцы намеревались захватить город и даже заготовили пригласительные билеты на банкет в ресторан «Астория». Но именно в этот день, в 355-ый день блокады, в Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича в Большом зале Филармонии. Командующий Ленинградским фронтом генерал Армии Л.А. Говоров приказал огнём батарей 42-ой армии предупредить вражеский обстрел, который мог прервать исполнение. Операция называлась «Шквал». Говоров после концерта сказал дирижеру: «А мы для Вас сегодня тоже славно поработали».
Концерт из зала Филармонии транслировали на площади и улицы города, а перед его началом диктор торжественно зачитал текст, в котором говорилось, что «само исполнение Седьмой симфонии в осаждённом Ленинграде — свидетельство неистребимого патриотического духа ленинградцев, их стойкости и веры в победу».
Премьере был придан официально-торжественный статус. В зале были высокие военные, партийные, советские руководители, культурная элита города и любители филармонических концертов. Симфония звучала 75 минут и потрясла слушателей своей силой и торжествующей правдой. Музыкальная буря слилась с боевой бурей, носящейся над городом.
Концерт вошёл в историю! С осени 1942 года началось шествие симфонии по городам Советской страны. Ленинградцы узнавали об исполнении симфонии в США. В первый сезон она была сыграна в США 62 раза! Симфония исполнялась во многих странах мира и стала символом военного Ленинграда. Это было произведение огромной художественной силы и яркой антифашистской направленности. Как сказал Т. Хренников: «Шостакович ушёл в бессмертие»!
***
фото: Композитор Дмитрий Шостакович.;;
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…