Главная / Дела и люди / На святых берегах Валаама

На святых берегах Валаама

В июне 2021 года мне удалось дважды, причём в разные дни, побывать на северном Афоне. Первый раз — вместе с многочисленной группой сортавальцев (организатор Ксения Румянцева, специалист МУ «Центр досуга»), второй — с двумя паломницами. Каждое путешествие благословлялось благочинным церквей Северного Приладожья, настоятелем Никольского храма города Сортавала протоиереем Андреем Бондаренко.

Форпост духовности

Начну свой рассказ с первого путешествия. Группа собралась на причале в городе Сортавала. Выдался чудесный солнечный день.

Менее чем за час мы добрались по Ладоге на быстроходном теплоходе «Метеор» до архипелага Валаам. В Монастырской бухте у пирса теснились речные пассажирские суда. На горе Фавор сверкал маковками с крестами величественный Спасо-Преображенский собор, окружённый с трёх сторон великолепными цветущими садами, а на берегу встречала часовня во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вокруг уложена брусчатка. Поджидала группу гид, обаятельная Татьяна Сошкина, наша землячка, известная в Приладожье как художественный руководитель образцового хореографического ансамбля «Пеппи».

Экскурсия началась с автомобильной поездки по островам архипелага. Однако начну свои заметки с нашего посещения Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря (оно состоялось несколько позднее). Великолепный монастырский комплекс — это средоточие духовной жизни Валаама.

По горе Фавор, мимо «Царской» часовни во имя иконы Божией Матери «Знамение» и памятника апостолу Андрею Первозванному, дорога приводит к Святым вратам обители, пройдя через которые, мы, паломники, попадаем внутрь монастырского каре, архитектурный ансамбль которого формировался с XVIII до начала XIX века. Сам монастырский комплекс представлен Спасо-Преображенским собором, двумя келейными корпусами-каре, выстроенными вдоль собора, и хозпостройками. Ансамбль включает в себя надвратный храм святых апостолов Петра и Павла, Успенскую трапезную церковь, храмы в честь Валаамской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и Живоначальной Троицы. Красота и благолепие монастырской обители не может не пленить воображение любого путешествующего человека, независимо от его вероисповедания!

Немного истории

Закладка последнего, взамен старого, Спасо-Преображенского собора состоялась 30 июня 1887 года. Освящение нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, осуществилось в 1892 году, а верхней, во имя Преображения Господня — в 1896-м.

В советские безбожные годы в монастырских стенах царило запустение. Начиная с 90-х годов XX века, Спасо-Преображенский монастырь стал возрождаться. 19 августа 2005 года в престольный праздник обители — день Преображения Господня — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, глубоко любивший Валаам, совершил великое освящение монастырского собора.

Нижний храм был построен в греческом стиле, поскольку, по преданию, основатели монастыря пришли на Русь из Греции. Это иноческий храм, настраивающий на погружение в себя и покаянную молитву. По фотографиям воссоздан в общих чертах первозданный облик церкви.

Под спудом нижнего храма собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой установлен образ «Господь-Вседержитель с предстоящими». На этой иконе, уцелевшей чудесным образом, изображены святые Сергий и Герман, коленопреклоненно молящиеся за Валаамскую обитель. И доныне они охраняют своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих.

Неподалёку находится чтимый список с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери. По легенде, этот святой образ восходит к византийской чудотворной иконе «Никопея» («Победотворная»), написанный евангелистом Лукой. Вероятно, преподобные Сергий и Герман принесли список иконы «Никопея» на Валаам. Со временем Валаамский образ Божией Матери был утерян, но его воссоздал в 1878 году Алексей Константинов, который позднее принял монашеский постриг с именем Алипий и возглавил здесь иконописную мастерскую.

По молитвам Валаамского образа Божией Матери сотни больных получали исцеление. Также в соборе находятся другие чудотворные иконы.

Из нижней церкви, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм Преображения Господня — более светлый, торжественный, просторный (вмещает 3 000 человек).

После длительных реставрационных работ церковь снова сверкает золотом, расписана композициями праздников, событий священной истории, изображениями 130 святых. Службы здесь совершаются только в летнее время, так как храм не отапливается.

Во время обзорной экскурсии по территории монастырского комплекса мы, любуясь великолепными храмовыми сооружениями, почерпнули много интересных исторических сведений из рассказа экскурсовода. А в церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» нам довелось услышать чудесные песнопения знаменного распева в исполнении нескольких певчих монастырского Праздничного мужского хора. Это уникальный творческий коллектив. Он гастролирует не только по России, но и за рубежом, снискав своим высочайшим уровнем исполнения всемирную славу.

Радует глаз лазурь куполов, белоснежно-краснокирпичные церкви с крестами на маковках. Валаамская обитель вселяет в душу каждого верующего человека глубокое ощущение присутствия Бога!

Во время экскурсии по Центральной усадьбе монастыря мы побывали на Старом Братском кладбище. Наше внимание привлекли угловые башенки, шпили которых увенчаны «трубящими ангелами», да и многое другое. Здесь захоронения монахов и благотворителей монастыря с XVIII по XIX век. (Потом действующим стало Игуменское кладбище.) Вокруг царит тишина. Аккуратные дорожки проложены вдоль могильных плит. Многие надгробия монахов выглядят непривычно для светского человека — это просто небольшие камешки-гладыши, на которых зачастую нет даже имени монаха.

Гуляя по усадьбе, мы миновали покрытое зеленым травяным ковром Певческое поле. Не могу не упомянуть о доброй традиции ежегодно проводить здесь Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения «Просветитель». К сожалению, уже второй год подряд, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в странах-участницах, международный фестиваль отменяется.

На других святых островах

Мы побывали в некоторых монастырских скитах. (Скит — это место, где монахи проводят более уединённый, по сравнению с общежитием, скитский образ жизни.) Туда мы добирались на двух маршрутках.

Во время путешествия с острова Валаам на остров Скитский гид Татьяна увлекательно рассказала об уникальной природе архипелага. За окном автомобиля открывались живописнейшие ландшафты. Казалось, что мы попали в первозданный рай: так ухожен и разнообразен был лес, перемежающийся скалистыми берегами, так великолепны были внутренние озера, речки, протоки и даже искусственные каналы! Природа дышала удивительной гармонией и тишиной.

Мы узнали о богатой флоре и фауне Валаама. Так, на архипелаге обитает десять видов млекопитающих. Многие крупные хищники, такие как росомаха, рысь и медведь отсутствуют, зато водятся лисица и норка. Среди крупных животных — поголовье лосей. На островах растёт более 470 видов высших цветковых растений, то есть почти половина из тех, что произрастают в Республике Карелия. Валаамские леса создают особый микроклимат. Пешие паломнические маршруты дают возможность полюбоваться их великолепием и красотой.

Нас высадили в скиту во имя Всех Святых, или Большом. Энциклопедически насыщенный рассказ гида дал яркое представление о здешней иноческой жизни.

Это первый по времени основания и самый крупный на Валааме скит. Он был основан в конце XVIII века игуменом Валаамского монастыря Назари-ем и окончательно устроен игуменом Дамаскиным.

Однако попасть на территорию скита туристам крайне сложно, а женщинам можно побывать в скитском храме лишь в престольный праздник с Крестным ходом в день Всех Святых. Ныне тут возобновлена строгая иноческая жизнь с прежним уставом Старого Валаама. Так что мы — группа состояла в основном из женщин — довольствовались обзором великолепных скитских сооружений из-за монастырской ограды. Строгий архитектурный облик монументального монастырского комплекса просто очаровал нас. Очень красив двухъярусный пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры (проект церковного архитектора А.М. Горностаева). После длительного разорения монастыря скит, как, впрочем, и другие скитские поселения, долго восстанавливали.

Назидательным представился нам рассказ экскурсовода о житии игуменов Назария и Дамаскина (последний, будучи ещё простым монахом, подвизался в этом скиту, а затем пребывал в пустыне). Всехсвятский скит славен скитскими подвижниками -старцами Клеопой, Феодором и Леонидом, возродившими на Руси традиции старчества.

На прощание группа угостилась вкусной водой из скитского колодца. А ещё сердобольные путешественницы кормили бутербродами лошадку Берёзку, вольно разгуливающую вблизи обители.

На живописном Скитском острове располагается Смоленский скит. Здесь монахи неусыпно поминают воинов, погибших в мировых и локальных войнах XX века. Вместе с тем XXI век дал имена новых героев — российских лётчиков, погибших в Сирии. Их тоже поминают в скиту.

Великолепен облик церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери! Она выстроена в 1917 году по проекту Великого князя Петра Николаевича. В 2007 году эта церковь была восстановлена в прежнем стиле традиций новгородского и псковского каменного зодчества, её освятил Патриарх Алексий II. В часовне скита хранятся фолианты с длинным перечнем имён воинов, «отдавших свои жизни за веру и Отечество». Нам удалось усердно помолиться и приложиться к святым образам…

Затем была совершена прогулка по дороге, проложенной сквозь лес и скалы, вдоль живописного берега Игуменского озера и двух других озёр. С 1827 года семь лет здесь, в деревянной келье, подвизался будущий игумен Дамаскин. Сегодня только фрагменты фундамента напоминают о пустыннике. На этом святом месте установлен памятный знак.

Отсюда ведёт дорога через мостик к Коневскому скиту. Скромная одноглавая деревянная церковь во имя иконы Коневской Божией Матери на скалистом мысу органично вписывается в окружающий ландшафт. В годы богоборчества этот скит, в числе других, был разорён. Лишь в 2004 году он восстановлен по архивным фотографиям и чертежам.

По благословению обитавшего здесь монаха мы зашли внутрь. В крохотном помещении с красивым резным иконостасом помолились и оставили записки о здравии и успении.

Монастырская ферма

В дорожном маршруте особняком стояло посещение монастырской молочной фермы, расположенной на берегу озера Сисяярви. Ферма представляет собой комплекс добротных краснокирпичных построек.

Прибыв сюда, мы разыскивали глазами коровник, предполагая увидеть какое-нибудь невзрачное здание. Были приятно удивлены, когда монах Агапий Валаамский, руководитель фермы, показал рукой на симпатичное строение из красного кирпича — мол, там и содержится коровье стадо. Он провел нашу группу внутрь помещения.

Эта образцовая механизированная ферма была построена в 1881 году, причём по последнему слову техники. Здесь работали паровые машины, были собственная мукомольня и цех по сбиванию масла. На скотном дворе содержалось более 70 голов.

После запустения монастыря в 2013-2015 годах хозяйство было восстановлено. Фасаду фермы вернули исторический вид. Сегодня внутри здания самая современная «начинка»: оборудование и коммунальные сети.

Мы, проходя по тёплому просторному коровнику, с любопытством разглядывали чистых, ухоженных коров, мирно жующих корм в отдельных секциях. В специальном загоне лежали на подстилках новорождённые телята.

Как рассказал отец Агапий, сейчас общее поголовье скота составляет 80 животных. К каждой корове — индивидуальный подход, у каждой из них — особый рацион и режим дня. Молитва звучит под сводами коровника через трансляцию. Бурёнки ежедневно летом и зимой выходят на обширное пастбище. Надои молока получаются хорошие: в среднем ежедневно каждая коровка дает 25 литров молока. Ферма полностью обеспечивает монастырь молоком, творогом, маслом.

В конце 2014 года руководитель фермы ездил в Италию учиться секретам производства сыра. В феврале 2015 года была открыта монастырская сыроварня. Сегодня монахи производят несколько видов сыра по итальянской технологии. На Валааме сыр делали и раньше, но по отечественной технологии. Теперь же братия знает толк в классических мацарелле и рикотте. Но особенно славится монастырский сыр «Монастико».

На ферме есть огород и сад, где выращиваются овощи и фрукты. В саду, наряду с яблонями, растут и экзотические деревья, например, японская сакура и грецкий орех. Также есть большой птичник.

Заинтересовали нас пасшиеся на открытом воздухе в вольерах козёл по кличке Бяша, породистый бык, а также верблюд породы альпака. В другой загородке паслось стадо коров. Монахи поделились задумкой приобрести и других представителей животного мира.

Покидая ферму, мы горячо поблагодарили отца Агапия за столь интересную экскурсию.

…Итак, мы провели несколько чудесных часов на святом архипелаге. Для многих из нас Валаам стал той школой духовной жизни, которая оставляет в сердце добрые знания и опыт. Мы, переполненные неизгладимыми впечатлениями, прибыли на причал. Приятным сюрпризом стали монастырские подарки: каждому паломнику был вручен на память фирменный целлофановый пакет с несколькими экземплярами монастырской газеты «Свет Валаама», книгой и аудиодиском на духовную тему. Вскоре «Метеор» умчал нас в родной город Сортавала.

Через полторы недели состоялась моя новая встреча со святой обителью.

СПРАВКА

Валаамский архипелаг находится в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, и насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км. Святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. Северный Афон, как часто называют Валаам, был местом паломничества русских царей и членов их семей. Наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX века, в годы 42-летнего настоятельства игумена Дамаскина (Кононова). А самый трагический период его истории пришелся на 40-80-е годы прошлого века: тогда монастырь закрыли, а в монастырских стенах разместилась сначала школа боцманов и юнг, затем дом инвалидов. Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат.

Монашеская жизнь возродилась в 1989 году, с 1991 года монастырь имеет статус ставропигиального (то есть подчиняется непосредственно Патриарху, от имени которого текущими делами занимается игумен обители — епископ Троицкий Панкратий). Сегодня здесь, включая подворья монастыря, насчитывается около 200 насельников.

P.S. При подготовке материала были использованы сайты Интернета, а также брошюра «Валаам» А. Дружкова, 2011 года.

Окончание следует.

***
фото: Вид на Спасо-Преображенский собор. Здесь всегда многолюдно.;Гид Татьяна увлеченно рассказывает об истории Всехсвятского скита.;Вход в Спасо-Преображенский собор. Внутри храма фотосъемка запрещена.;Скит во имя иконы Коневской Божией Матери.;У Поклонного Креста в Смоленском скиту.;Молочной ферме 140 лет. При реконструкции сохранили исторический вид.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Новое в законодательстве

ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.04.2024 №77-ФЗ Усилена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В частности, отказ…

Читать Далее

Проведена проверка

Прокуратурой города Сортавала проведена проверка по информации, размещённой в СМИ, по факту установки мусорных контейнеров на территории городского сквера. Установлено,…

Читать Далее

Брачный договор

Количество удостоверяемых в России брачных договоров возрастает ежегодно: пары предпочитают предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в браке, а не решать их…

Читать Далее