Главная / Дела и люди / На стыке традиции и современности

На стыке традиции и современности

Мастер музыкальных инструментов и музыкант из Сортавала принял участие в петербургском фестивале «Музыки мира»

13 и 14 августа в Санкт-Петербурге проходил этнический фестиваль «Музыки мира». Помимо концертной площадки во дворе в фойе Шереметевского дворца на Фонтанке были организованы встречи с мастерами и мастер-классы. Здесь мы встретили Мартина Тубольцева — начинающего музыканта из Сортавала. Вместе с Марией, автором просветительского проекта «Беседка», Мартин знакомил гостей фестиваля с национальными инструментами Карелии, Финляндии и Швеции. Eщё он аккомпанировал Марии на самодельном йоухикко, когда она исполняла русскую народную песню.

Мы расспросили музыканта об участии в этнолагере «Йоухикко — CAMP», узнали, как ему пришла идея самостоятельно делать инструменты из дерева, и как появился его творческий коллектив «Jalgi».

Первый альбом

Мы знаем Мартина по этнопроекту «Jalgi». Вместе с отцом Алексеем Тубольцевым они дают камерные концерты, делают музыкальное сопровождение для выставок в арт-резиденции. Мартин выступал на фестивале карельской калитки в 2021 году — играл на скрипке вместе с группой из Петербурга «Добраночь». Семь лет учился в музыкальной школе и по классу скрипки, и по классу гитары.

Электронную музыку Мартин начал писать два года назад. Идея создать альбом пришла сама собой. Свои композиции юный музыкант делает в компьютерной программе: по очереди записывает различные дорожки и объединяет их. Основные инструменты — это скрипка и карело-финское йоу-хикко. Мартин любит экспериментировать, записывает разные звуки, накладывает перкуссию и всё это сводит. Музыкальный стиль проекта «Jalgi» автор определяет как dark folk. Первый альбом был выпущен в декабре 2021 года, концерт-презентация прошла в зале бара «Лось и тролль».

Знакомство с йоухикко

«Про йоухикко я много слышал, а потом знакомые пригласили принять участие в проекте «Йоухикко — CAMP», в городе Петрозаводске, где я познакомился с этим инструментом ближе. Был приятно удивлён, когда узнал, что в Карелии много музыкантов, которые заинтересованы в возрождении национальных традиций и развитии этнокультуры. Я загорелся желанием сделать себе свой йоухикко и научиться на нём хорошо играть. Как раз тогда я и начал записывать именно йоухикко, чтобы музыка проекта «Jalgi» была более, скажем так, карельская по звучанию», -сказал Мартин.

Музыкант впервые побывал в таком этнолагере с 28 февраля по 4 марта 2022 года. Здесь собираются музыканты из разных регионов России, предварительно подавая видеозаявку. Занятия идут с утра до вечера: ребята знакомятся с историей и культурой Карелии, ходят в музеи, изучают музыкальную теорию и основы игры на йоухикко.

«Мне было попроще начать играть, потому что я всё же до этого играл на скрипке. Пусть и отдалённая, но у этих инструментов есть схожесть. Тем, кто держит йоухикко в руках впервые, довольно сложно. Очень помогли совместные вечерние импровизации», — добавил музыкант.

В этом году более сорока юношей и девушек, играющих на народных музыкальных инструментах (варган, гусли, кантеле, крезь, йоухикко, балалайка, скрипка, гармонь, свирель) учились свободному музицированию и основам импровизации. Работа шла в рамках проекта, реализуемого фондом поддержки и развития этнокультурных инициатив Республики Карелия, и при финансовой поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. За четыре дня ребята под руководством своих мастеров создали концертную программу северной музыки на стыке традиции и современности, записали видео для выступления.

Разговор в мастерской

Мартин с семьёй живут в деревянном доме в центре Сортавала. С деревом работают мать и отец, Мартин тоже научился этому ремеслу и теперь в столярной мастерской во дворе делает ещё и музыкальные инструменты: кантеле, йоухикко и тальхарпы (какие-то для себя, а что-то уже идёт на заказ).

— Мартин, спасибо, что пригласили в свою мастерскую. Расскажите, как изготавливаются инструменты.

Я делаю все инструменты из сосны. Впрочем, йоухикко обычно и делали из сосны, менее традиционный вариант: основной корпус — из клёна и верхняя дека из ели. Понятно, что инструмент из клёна — это современный вариант, клён лучше звучит. Но в стародавние времена клёнов у нас не росло. Мне нравится сосна, с ней проще работать и звук её мне тоже очень нравится.

— То есть инструмент получается аутентичным.

Да, всё верно. Я ещё делаю декоративную обработку, состаривание и браширование. Их можно делать только по сосне.

— Вы показали несколько уже готовых инструментов. Что это?

Это басовая тальхарпа — не совсем традиционный струнный инструмент. Каноничная тальхарпа похожа на йоухикко. Родом она из Швеции и Норвегии. В каждой деревне мастера делали тальхарпа по-разному.

Высота инструмента регулировалась длиной конского волоса, из которого были струны. Сейчас, когда струны можно делать из других материалов и любой длины, изготавливают и басовые инструменты, как мой. На этот я поставлю железные струны, они будут звучать громче.

— Мартин, материал для струн где берете?

Сейчас для кантеле я возьму от старого фортепиано, а вот для йо-ухикко сделаю из конского волоса. С этим есть свои трудности, инструмент нужно часто настраивать.

— А где вообще сейчас можно взять конский волос?

У нас в районе довольно много людей, которые пасут коней. Соседи по деревне, где у нас дача, дали мне целый пакет конского волоса из хвоста. Я его вычесал и сделал струны своему йоухикко, звук получился очень мягкий и приятный.

— А маленький инструмент, это что?

Это тоже кантеле, просто миниатюрное.

— Такие бывают?

Ну, я сделал, теперь есть. У меня почти все инструменты нестандартные. Вот, например, перед вами кантеле обычного размера, но на него я поставил шесть струн. Обычно у кантеле пять струн, но мне захотелось попробовать.

Участие в фестивале «Музыки мира»

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства учредил в 2016 году этнический фестиваль «Музыки мира». Идея фестиваля — сохранение национальных традиций и стремление говорить со зрителями на современном музыкальном языке. Название «Музыки мира» указывает на то, что разные национальные культуры одинаково самоценны: музык много — мир един. В 2022 году из нескольких сотен заявок со всей России и ближнего зарубежья Мартин Тубольцев со своим проектом «Jalgi» прошёл первый отборочный этап. В концертную программу не попал, но поучаствовал в выставке мастеров. Инструменты, о которых мы поговорили в мастерской, удивляли петербургскую публику своими формами и звучанием.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Новое в законодательстве

ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.04.2024 №77-ФЗ Усилена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В частности, отказ…

Читать Далее

Проведена проверка

Прокуратурой города Сортавала проведена проверка по информации, размещённой в СМИ, по факту установки мусорных контейнеров на территории городского сквера. Установлено,…

Читать Далее

Брачный договор

Количество удостоверяемых в России брачных договоров возрастает ежегодно: пары предпочитают предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в браке, а не решать их…

Читать Далее