Главная / Дела и люди / Седьмая «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича

Седьмая «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича

Война, тяжелейшие месяцы блокадной зимы 1941-1942 годов: голод, холод, интенсивные обстрелы и бомбёжки города, пожарища, разрушения… Смертельная угроза нависла над Ленинградом, о ней говорили прямо, открыто. Казалось, что жизнь замерла, но это только казалось — город жил, работал, сопротивлялся.

В первые грозные дни войны, когда враг стремительно приближался к Ленинграду, рождалось величайшее музыкальное произведение — Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которую называли в то время Эльбрусом музыкального творчества. Композитор хотел поведать миру о славе Ленинграда, о мужестве его защитников. Он начал работать над симфонией 15 июля 1941 года. В первой части — нашествие, удалось показать реальный образ зла. Вторая часть — воспоминания о мирной жизни.

Шостакович не мог оторваться от партитуры, брал её с собой, когда дежурил на крыше консерватории, и прерывал работу только на время налёта вражеских самолётов. Композитор работал много, напряжённо, быстро. Только 25 сентября он позволил себе отдых — в этот день ему исполнилось 35 лет. К 29 сентября Шостакович закончил три части задуманной симфонии. В третьей части он воспел образ любимого Ленинграда, его вечную красоту.

Первые две части симфонии сыграл коллегам. Впечатление было ошеломляющее!

30 сентября поступило распоряжение из Смольного об эвакуации Дмитрия Шостаковича и его семьи. 1-го октября он вылетел в Москву, а затем отправился поездом в Куйбышев (теперь Самара). В дороге была утеряна рукопись симфонии. К счастью, позже на вокзале был найден тюк, в котором она была упакована. Шостакович рвался обратно в Ленинград. Eго не пустили. Рвался в действующую армию, но оказался негодным к военной службе. В Куйбышеве композитор закончил работу над симфонией к 27 декабря 1941 года.

Уже 5 марта 1942 года в Куйбышеве состоялась премьера Седьмой симфонии. Трансляция шла на всю страну и начиналась словами: «Говорит Москва, говорит Москва», хотя передача велась из Куйбышева. 29 марта — премьера в Москве, где Дмитрий Шостакович произнёс такие слова: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».

В Ленинграде 15 человек из Радиокомитета слушали трансляцию симфонии из Москвы. Это было не просто сильное впечатление, это было потрясение от услышанного. Родилось страстное желание исполнить симфонию в героическом Ленинграде. Об этом же мечтал и сам композитор.

Симфония была сложнейшим произведением, требовался большой и особый состав оркестрантов. Оркестры филармонии, капеллы, консерватории Большого и Малого театров оперы и балета были эвакуированы вглубь страны. Оставался оркестр Радиокомитета, но ряды его значительно поредели: кто-то был на фронте, кто-то умер от голода(26 человек за время блокады), кто-то ослаб и не мог самостоятельно двигаться. Сам главный дирижер оркестра Карл Ильич Элиасберг попал в госпиталь с дистрофией. О наборе в оркестр объявили по радио. К концу марта открыли столовую для музыкантов, все они получили продуктовые карточки первой категории.

В марте 1942 года начались репетиции в малой студии Радиокомитета. Топилась печка-буржуйка, было дымно. Как вспоминала Ольга Берггольц, «музыканты были исхудавшие, походили на беженцев. Дирижёр был в шапке-ушанке и меховых варежках. Трудно было поверить, что эти люди — оркестр».

В марте Радиокомитет направил Ольгу Берггольц в Москву за партитурой Седьмой симфонии. Партитура была доставлена в Ленинград самолётом, и с 25 июля Элиасберг начал работать с оркестром над Седьмой Ленинградской симфонией Дмитрия Шостаковича. О симфонии говорили по радио, часто писала о ней «Ленинградская правда». Eё называли «симфонией героической борьбы и победы», симфонией «всепобеждающего мужества». Сама симфония и ажиотаж вокруг её исполнения пробудили понимание масштаба этого события не только для музыкального мира.

9 августа 1942 года гитлеровцы намеревались захватить город и даже заготовили пригласительные билеты на банкет в ресторан «Астория». Но именно в этот день, в 355-ый день блокады, в Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича в Большом зале Филармонии. Командующий Ленинградским фронтом генерал Армии Л.А. Говоров приказал огнём батарей 42-ой армии предупредить вражеский обстрел, который мог прервать исполнение. Операция называлась «Шквал». Говоров после концерта сказал дирижеру: «А мы для Вас сегодня тоже славно поработали».

Концерт из зала Филармонии транслировали на площади и улицы города, а перед его началом диктор торжественно зачитал текст, в котором говорилось, что «само исполнение Седьмой симфонии в осаждённом Ленинграде — свидетельство неистребимого патриотического духа ленинградцев, их стойкости и веры в победу».

Премьере был придан официально-торжественный статус. В зале были высокие военные, партийные, советские руководители, культурная элита города и любители филармонических концертов. Симфония звучала 75 минут и потрясла слушателей своей силой и торжествующей правдой. Музыкальная буря слилась с боевой бурей, носящейся над городом.

Концерт вошёл в историю! С осени 1942 года началось шествие симфонии по городам Советской страны. Ленинградцы узнавали об исполнении симфонии в США. В первый сезон она была сыграна в США 62 раза! Симфония исполнялась во многих странах мира и стала символом военного Ленинграда. Это было произведение огромной художественной силы и яркой антифашистской направленности. Как сказал Т. Хренников: «Шостакович ушёл в бессмертие»!

***
фото: Композитор Дмитрий Шостакович.;;

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Новое в законодательстве

ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.04.2024 №77-ФЗ Усилена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В частности, отказ…

Читать Далее

Проведена проверка

Прокуратурой города Сортавала проведена проверка по информации, размещённой в СМИ, по факту установки мусорных контейнеров на территории городского сквера. Установлено,…

Читать Далее

Брачный договор

Количество удостоверяемых в России брачных договоров возрастает ежегодно: пары предпочитают предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в браке, а не решать их…

Читать Далее