Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
В минувшие выходные, 14 и 15 января, в Сортавальском Никольском храме совершились Божественные литургии. Субботнее богослужение возглавлял протоиерей Андрей Баранов, а воскресное — благочинный церквей Приладожского округа, настоятель Никольской церкви протоиерей Андрей Бондаренко. В субботу Русская Православная Церковь отмечала праздник Обрезание Господне, также чествовала святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379). В воскресный день отмечалось Предпразднство Богоявления, а также Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, Чудотворца.
Сначала следует дать некоторые разъяснения, связанные с христианским вероучением. Обрезание установлено было Богом в Ветхом Завете как знак завета Божия с Авраамом и его потомством. Господь Иисус Христос в восьмой день по Своём рождении благоволил подвергнуться, во исполнение закона, обряду обрезания (Быт. 17,12; Лев. 12, 2-3) с наречением Eму имени Иисус (Лк. 2, 21; 1, 31). «Иисус» означает «Спаситель», и, по свидетельству апостола Петра, «нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).
Ветхозаветное обрезание было прообразом Таинства Крещения. Вступившие в Новый Завет с Богом должны быть обрезаны «обрезанием нерукотворенным», то есть отсечь греховный образ жизни, когда главным является исполнение пожеланий плоти, и жить по-новому ради славы Божией и своего спасения.
Теперь кратко расскажем о прославляемых в эти дни святых. Повторим, 14 января РПЦ чтит память святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, церковного писателя, богослова и философа. Он один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Святитель Василий Великий, блестяще образованный, много сил и внимания уделял литургическому творчеству. Мы обязаны ему нынешним текстом Символа веры. Вообще, за свою короткую жизнь свт. Василий оставил потомкам множество богословских трудов. Исполняя своё служение, святитель ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, снискав у всех высокое уважение и большую любовь. Он известен и как пламенный защитник православной веры. Eщё при жизни за подвижническую деятельность святитель был прозван в народе Великим.
Свт. Василий Великий, наряду со свт. Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у русского верующего народа. Частица мощей свт. Василия поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава свт. Василия благоговейно хранится в Лавре св. Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Не менее прославлен в России преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин), великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории. Он родился в 1754 году, а отошёл ко Господу в 1833 году. Серафим Саровский — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. С юности, возлюбив Бога, ушёл в монастырь, где жил сначала в послушании и общих трудах, а затем в чаще леса нёс подвиги поста, столпничества, затвора и молчания. Не раз святой сподоблялся посещения Пресвятой Богородицы. Выйдя на служение людям, стал для всей России прибежищем, опорой, утешением.
Теперь вернёмся в день сегодняшний. В эти радостные январские дни, когда свет Христова Рождества сияет в этом мире для всех, светло и празднично прошли Рождественские святки. Святки — это период между праздником Рождества Христова (7 января) и Крещением (19 января), «святые дни». Это время радости, когда верующие вспоминают пришествие в мир Сына Божьего Иисуса Христа. Праздновались православным народом святки ярко и торжественно, но вовсе не буйно: все мы поздравляли друг друга, славили Христа, ходили в гости. Многие из христиан проводили время в делах богоугодных — делах милосердия и помощи ближних. В эти дни каждый из нас понимал, что Господь стал к нам ближе…
И конечно, самое важное в праздновании дат церковного календаря — это участие в богослужении. По свидетельству отцов Церкви, нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в Таинстве Eвхаристии. Поэтому о «сердцевине» христианской жизни — богослужениях -расскажем несколько подробнее.
Итак, 14 января, в праздник Обрезание Господне, совершилась Божественная литургия святого Василия Великого, как выше упоминалось, возглавляемая протоиереем Андреем Барановым. Всё настраивало на торжественный лад: праздничное убранство Никольского храма, совместное усердное моление прихожан, а также священников, облачённых в белые одежды. Словом, молились «единым сердцем и едиными устами». Церковный хор под управлением регента Ольги Радиной великолепно исполнял песнопения, и, что интересно (как полагается на этой Литургии), несколько протяжённее, так как длиннее становились молитвы священника, тайно произносимые в алтаре. И, конечно, дважды за службу прославляли имя святителя Василия Великого: во время проскомидии и на отпусте.
Не менее торжественно и празднично совершилась Божественная литургия в воскресный день, 15 января, под руководством настоятеля Никольского храма протоиерея Андрея Бондаренко. В середине храма была вынесена чтимая икона преподобного Серафима Саровского для поклонения. Во время Таинства Eвхаристии множество народа причастилось Святых Христовых Тайн. Затем священство совершило молебен в честь памяти великого святого. Хор торжественно исполнил тропарь и «Величание».
В завершение службы, в честь праздника церковного Новолетия, всех прихожан ждал приятный сюрприз. После того, как они приложились к Святому Кресту, им были вручены сладкие подарки. Вот так, с добрым радостным настроением расходились по домам православные христиане, «свет миру», неся Рождественскую Христову радость своим родным и близким.
И ещё. На момент написания заметки, 15 января, настоятель Никольского храма отец Андрей Бондаренко сообщил с амвона о расписании предстоящих праздничных богослужений. В среду, 18 января, в Крещенский сочельник, в 8:00 — общая исповедь, затем Царские часы. В 9:00 будет совершаться Литургия Василия Великого. Затем состоится чин великого освящения воды, а вечером, в 18:00 -праздничное Всенощное бдение. В четверг, 19 января, в праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в 8:40 — общая исповедь, в 9:00 — Божественная Литургия. Затем состоится чин великого освящения воды.
При подготовке материала использовались православные сайты в сети Интернет,
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…