Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться.
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Что нужно знать и уметь к 1 классу
Для того чтобы процесс адаптации к школе у детей проходил легче, к началу школьного обучения у ребёнка должны быть сформированы: внимание, восприятие, мышление, память, правильное звукопроизношение, умение различать звуки на слух, а также определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове, умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук. Но не стоит путать букву со звуком. Звук это то, что мы слышим, буква, это что мы пишем.
Ваш ребенок готов к школе — это значит, что в предложении он может назвать слова по порядку, Умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?». Он сам поставит эти вопросы к словам в предложении.
Должна быть также развита ориентировка в окружающем пространстве (право -лево).
Педагог школы обратит внимание на кругозор нового ученика (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д.).
Письменная речь
Eсли устной речью ребенок обязан овладеть до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. Требования к чтению и письму при поступлении в 1 класс не предъявляются. Стоит заметить, что навыки письма формируются позже умения читать или считать. Проблема с почерком довольно распространена в начальной школе, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук).
Что делать в этом случае? Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней — с внутренней стороны или с наружной. Поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку («Одна клетка вправо, две вниз…»). Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle. Подойдет складывание узоров из мозаики или других мелких предметов — спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, вышивание, вязание на спицах, перебирание крупы. Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Поможет и традиционная мужская работа — забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.
Когда нужен логопед
В наши дни довольно часто встречаются и более серьёзные нарушения, эти 5-8 процентов, связанные с овладением чтением и письмом имеют своё название: дислексия и дисграфия.
Дети с такими нарушениями выявляются ко второму полугодию 2-го класса. Они пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Чаще нарушается возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «К-Г», «С-З», «Ж-Ш». Пересказ, чтение, изложение — все эти виды работ таким у таких детей вызывают трудности. Выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Данное нарушение у мальчиков встречаются в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Справиться с такой проблемой поможет школьный логопед, знающий образовательную программу, по которой занимается ученик. Знание специалистом преподаваемого курса упростит процесс овладения нужными навыками, сэкономит время для занятий, снизит нагрузку на ученика и даже сэкономит денежные средства родителей. Занятия будут проводиться на материале школьного учебника или даже домашних заданий. Часть работы помогут выполнить учителя.
Роль родителей
Чтобы ученик умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как ребёнок понимает ваши словесные инструкции и требования.
Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Помните, что требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе.
Следите за собственной речью: чётко проговаривайте окончания слов. Обращайте внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы, например, глаголы: встал/лёг, зашил/пришил и т.д.
Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов, особенно сложных предлогов «из-за», «из-под».
Совершенствуйте грамматический строй речи, используя бытовые ситуации, например, процесс приготовления пищи: проваривайте качество, состав блюд, последовательность выполнения действий.
Неоценима в развитии ребёнка роль любимых игрушек. Составление коротких предложений, а из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесёт большое удовольствие её обладателю.
Никакие электронные пособия не заменят живую речь. Общение и совместные игры с ребёнком должны начинаться с самого рождения. Тогда 90 процентов дошколят не понадобится логопед, а речь первоклассников будет соответствовать возрастной норме.
Н.Г. Мяки, учитель-логопед высшей категории
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…