Юбилейная выставка Центра развития творчества
Центр развития творчества детей и юношества города Сортавала отмечает в этом году 75-летний юбилей. К этому событию сотрудники центра подготовили…
Гордость нашего края, леса Карелии, от самого опасного бедствия охраняет отдельная служба — Авиалесоохрана. И, несмотря на то, что служба федеральная, финансирование региональных отделений с начала 21 века идёт из региональных бюджетов.
В Карелии региональное отделение авиалесоохраны — Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов — находится в Петрозаводске под эгидой Министерства по природопользованию и экологии республики. А наши леса охраняет его отделение — Приладожское авиационное звено, базирующееся на территории аэропорта в посёлке Хелюля. Здесь у лесных пожарных давно обжитая база. После прекращения полётов гражданской авиации они заняли здание администрации аэропорта. Тут оборудованы парашютный зал и склад амуниции, радиостанция, учебные классы и комнаты отдыха, раздевалки и гаражи для пожарной техники. На территории рядом — спортивная площадка и 50-метровая вышка для тренировок по десантированию с вертолёта. На взлётно-посадочной полосе стоит главная рабочая лошадка — легкомоторный самолет для патрулирования территории.
Приладожское звено следит за лесами в четырех районах: Лахденпохском, Сортавальском, Питкярантском и Суоярвском. В целом это около 20 тысяч квадратных километров. Средний патрульный полёт длится несколько часов. Рекомендованная скорость полета -180 км/ч, высота полета 600 метров. Вот уже шесть лет конкурс на обслуживание патрулирования выигрывает петербургская НКО «Невский аэроклуб». Именно этот маленький белый самолет мы видим в небе над шхерами в погожие дни лета.
Пилоты аэроклуба дежурят в звене сменами, некоторые летают над Приладожьем уже несколько лет и хорошо знают наши погодные условия. У лесных пожарных стандартный восьмичасовой рабочий день, однако, когда повышается класс пожароопасности, дежурная группа остаётся на посту дольше. Сейчас звено состоит из четырёх групп пожарных по шесть человек, одна из групп — это парашютисты, остальные -десантники. Впрочем, десантироваться в лес с 50-метрового троса — задача не намного проще, чем прыгать над лесом с парашютом. За каждой группой закреплены пожарные машины, всегда готовые к выезду. В отдалённых районах Приладожья организованы дополнительные группы, которые собираются по необходимости в лесничествах. Eсли патрулирующий в небе лётчик-наблюдатель замечает пожар где-то далеко от базы звена, он связывается по радио с ближайшим лесничеством и дополнительная группа первой выезжает на борьбу со стихией. А ей в подмогу едут пожарные из Сортавала.
В этом году на территории Приладожского звена уже произошло более 70 лесных пожаров общей площадью 150 га. Пик горимости пришёлся на май — середину июня, когда установилась тёплая сухая погода. И сейчас, когда лето радует нас тёплыми деньками, лесные пожарные готовы в любой момент выехать спасать лес.
В жаркие солнечные дни класс пожароопасности повышается очень быстро. Патруль в тёплую солнечную погоду по правилам должен вылетать на проверку территорий дважды в день. Но, к сожалению, у республиканского бюджета не хватает средств.
Система работы авиалесоохраны была отлажена в 80-е — 90-е годы минувшего века, когда служба находилась полностью в федеральном ведении. Тогда на патрулирование летал не маленький 4-местный самолёт, а АН-2, куда вместе с лётчиком-наблюдателем загружалась готовая к высадке группа парашютистов-пожарных с оборудованием и запасом продуктов на три дня. В случае обнаружения пожара, летчик находил подходящую площадку, и парашютисты высаживались поблизости от огня, ликвидируя пожар в считанные часы. Теперь дежурные группы ждут на базе, а когда с самолёта по радио передаётся приказ, к месту пожара выезжает автоцистерна с группой. Автомобили всегда готовы, стоят заправленные топливом и водой, с уложенным оборудованием. По регламенту время выезда у лесных пожарных — 10 минут. Инструктор парашютно-пожарной группы Сергей Павлов смеётся: «Так как мы теперь не высаживаемся на парашютах, а ездим на машинах, то можем себе позволить брать с собой в лес стол и стулья. Раньше всё на коленках, ну или пеньков напилишь…» Однако в нашем лесном краю не всегда можно приехать на пожар на машине, обычно приходится брать снаряжение и много километров идти к месту бедствия пешком. Когда группа прибывает на пожар, старший группы проводит разведку, после которой распределяет задачи. Группа приступает к тушению, оставив одного человека в лагере готовить еду, расставлять (при надобности) палатки, разбирать вещи. Несмотря на то, что по правилам на тушение огня отводятся сутки, пожар иногда сам решает, как ему себя вести, и группа остаётся в лесу, запросив помощь. Поэтому кроме опыта работы и профессиональных навыков тушения лесным пожарным необходимо обладать ещё множеством качеств. И первое из них — физическая выносливость. Не только потому, что приходится много оборудования носить на плечах, но и потому, что работа на пожаре в лесу — это постоянный стресс. Тут необходим особый склад характера. Бывает, что крепкий, хорошо физически развитый мужчина, начиная работать на лесных пожарах, не справляется с нагрузками. Не хватает сил, терпения, внимания. И после пары пожаров многие сдаются и выбирают другую работу.
Статистика, собранная за десятилетия, показывает, что большая часть лесных пожаров возникает по вине человека. Причиной становятся не затушенные костры или брошенные окурки. Поэтому в тёплую летнюю погоду очень часто горят острова ладожских шхер. На острова лесным пожарным зачастую приходится добираться по бурной Ладоге, преодолевая до 6-7 км на загруженной под завязку моторной лодке, делая несколько рейсов. Свой катер у звена тоже есть, куплен ещё в 2010 году после особенно сильных пожаров на островах. Но он, любовно вычищенный, стоит в гараже базы, потому что у региональных властей нет денег для того, чтобы поставить его на воду в начале сезона и оплачивать стоянку. Эта же странная ситуация сложилась и с мощными тракторами, дополнительными цистернами, они тоже стоят без дела, потому что не подходят для текущих задач звена. Опытные пожарные сетуют на то, что, когда эта техника приобреталась, на региональном уровне начальство не поинтересовалось их мнением о том, какая техника необходима. И деньги в итоге были потрачены нецелесообразно. Очень часто на борьбу с огнём лесные пожарные выходят, вооружившись ранцевым огнетушителем на 16 литров воды и лопатой. Выходят, к сожалению, через несколько часов после обнаружения очага, когда пожар успел распространиться.
Недостаток средств для решения двух основных задач звена: раннее обнаружение очага возгорания и быстрая доставка туда людей, влечёт за собой гораздо большие потери — гектары выжженных лесов. Сейчас справляться с бедствием помогает костяк коллектива — опытные пожарные, многие работают уже более 10 лет. Когда они уйдут на заслуженный отдых, ситуация с лесными пожарами может серьёзно измениться в худшую сторону. «Коллектив сложился крепкий, группы работают добросовестно, — рассказывает Алексей Александрович, командир звена, — В этом сезоне пока, слава богу, очень крупных пожаров у нас не было. Мы справляемся. Могли бы, конечно, работать эффективнее, если бы и патрулирование было более стабильным, и проблемы доставки людей к месту пожара решились. Например, для эффективного патрулирования нашей территории за сезон необходимо не менее 500 часов полета, но контракты заключены на срок вдвое меньший. Это приводит к тому, что даже при высоком уровне пожарной опасности патруль не может летать каждый день. Незамеченные вовремя пожары разгораются, и на их тушение уходит больше сил и средств».
Наверное, стоит всерьёз задуматься над подобным режимом экономии, который каждый год оборачивается потерями лесов. Лес проверяет на прочность всех. Сами пожарные в лесу чувствуют себя комфортно, но помнят, что лес даже без пожара — опасная территория, где несчастье может случиться в любой момент. Лесным пожарным необходимы навыки ориентирования, причём не только в своих знакомых лесах, но и в дальних командировках, где леса намного больше и незнакомые. После возвращения группы на базу -чистка и ремонт оборудования, разбор работы группы и отдых. И конечно, бумажная работа, отчётность.
Сами пожарные считают, что надо отработать в лесу не менее трёх сезонов, чтобы понять основы профессии и наработать не только опыт, но и командный дух, дисциплину. Уезжая на пожар, группа оставляет все разногласия, споры, личные счёты в городе. В лесу слово старшего группы — закон, а спина товарища должна быть прикрыта. Дисциплина почти военная, и эти правила написаны потом и кровью — от их исполнения зависит не только жизнь пожарного, но и жизнь товарищей по группе.
За выучку, привычку к лесу и командный дух карелов ценят и в других регионах России. В учебном классе висит карта РФ, испещрённая флажками — это регионы, где были объявлены чрезвычайные ситуации. Туда отправлялись карельские группы на помощь в борьбе со стихией. «Недавно мы ездили в командировки в Якутск и на Ямал, — делится с нами Сергей Кобылин, парашютист-пожарный 1 класса. — Там они помнят нас с советских времён. Запрашивают помощь: карелы есть? Да, карелы есть. О, всё, давайте нам карел. Они помнят Северо-Западную базу, которая была тогда».
В кабинете командира звена бережно хранятся почётные дипломы и призы — награды в спортивных соревнованиях между региональными отделениями. Когда-то, в 1981 году, Алексей Селиванов начинал работу в Авиалесоохране лётчиком-наблюдателем. Тогда звено располагалось в городе Сортавала на улице Холмистой, на самом берегу Ладоги. Летали на гидросамолёте, что позволяло высаживать пожарных на лесные озёра. Звеном А. Селиванов командует с 1997 года, на его глазах складывалась и отлаживалась система тушения.
Очень хочется пожелать, чтобы эта славная летопись побед продолжалась. Гордость за наших отважных лесных пожарных, людей, которые сохраняют богатства Карелии, выполняют свою трудную работу на самом высоком уровне, всегда будет жить в сердцах людей.
Спасибо вам, ребята, будьте здоровы и продолжайте оберегать красоту Приладожья.
***
фото:
Центр развития творчества детей и юношества города Сортавала отмечает в этом году 75-летний юбилей. К этому событию сотрудники центра подготовили…
В городе Сортавала продолжилась ещё одна замечательная традиция — в Социально-культурном молодёжном центре прошла программа «А ну-ка, мамы!» И пусть…
С большим интересом прочитала в вашей замечательной газете статью «ЮДП. Быть или не быть?» автора Н. Мяки («Вести Приладожья» №25…