Главная / События и факты / Паруса над Ладогой

Паруса над Ладогой

Главной изюминкой фестиваля «Ладога Фест» стала гонка «Большая Ладога». 12 судов из Москвы и Петербурга под парусами несколько дней бороздили просторы крупнейшего пресноводного озера Eвропы.

Старт и финиш проходил в фестивальной столице этого года — городе Сортавала, однако насладиться великолепным зрелищем можно было в городских портах ещё четырёх гостеприимных мест.

По словам организаторов, яхтенные гонки проводились в Ладоге последний раз более 20 лет назад. В прошлом году уже была попытка возродить эту традицию, однако в 2020-м она стала масштабней — 12 «вымпелов», как с любовью называют суда организаторы, заявились в порт города Сортавала. Наблюдать их можно было в день открытия, 8 августа, по-настоящему же они развернулись на следующий день.

Погода в воскресенье стояла замечательная. Яркое солнце и лишь небольшой ветер обдували прибрежную территорию. Такое затишье весьма коварно, считают бывалые мореходы. Гораздо проще идти под парусом при попутном ветре.

9 августа был дан старт большой яхтенной регате, начавшийся с брифинга капитанов.

Со стороны брифинг выглядел как дружеское знакомство, где каждый капитан рассказывал про себя и своё судно. Здесь же был представлен и главный судья соревнований — Дмитрий Орлов -человек, занимающийся парусным спортом с 1983 года и отлично разбирающийся в проведении подобного рода мероприятий. Было рассказано о правилах.

На бегу между местом брифинга и причалом попытался выяснить основные особенности судейства, условия. Оказалось, всё достаточно просто. На старте и финише установлены буйки, ограничивающие территорию. Лодки, кажущиеся примерно одинаковыми, имеют свой специальный коэффициент, по которому определяется так называемый «гоночный балл». Это позволяет использовать уравнивающую систему типа гандикап, по которой коррекция результатов регаты идёт с учётом результатов обмера яхты. Победитель определялся по сумме выставленных очков за каждый из этапов.

Первый из них — портовая гонка, проходившая в акватории города Сортавала. Полюбоваться красотой хождения яхт под парусами можно было с различных точек — непосредственно с места старта у туркомплекса «Пийпун Пиха», с острова Риеккалансаари, с набережной города Сортавала и, конечно же, с воды.

В этот день яхтсменам предстояло пройти три гонки, отслеживаемые и корректируемые с воды и с берега через средства связи. «Нашей лодке сейчас придётся идти в лавировке», — объясняет мне болельщица одного из экипажей с берега. Это обусловлено идеальными для людей, но довольно сложными для парусов почти безветренными условиями.

Шкиперская гонка проходила почти без ветра. Гонка хоть и граничит с яхтенным спортом, однако, за штурвалами лишь любители прогулок под парусом. Но какие любители — увлечённые! Смотрим за перемещениями вдоль порта: среди большого количества белых парусов ярко выделяется небольшое судёнышко под чёрными. В первый соревновательный день к мощным агрегатам присоединилась капитанская гичка — парусно-гребная шлюпка с острым носом и транцевой кормой. Экипаж прибыл на ней в рамках своего туристического похода «углы Ладоги» (отдельные члены путешествовали с 25 июля, а кто-то — с 1 августа) и принял решение поучаствовать в портовой гонке. Из Петербурга, где находится база производства таких судов, они переправили лодку в Приозерск, откуда бороздили Ладожские шхеры, останавливаясь на разных островах. Было весьма занятно наблюдать как десять человек с рулевым (всего в походе участвуют 19 человек) отруливаются на старт. А затем наблюдать единственный чёрный парус в акватории.

Несколько часов грациозные суда лавировали от берега до специально отмеченной точки на воде.

Впереди у них были более серьёзные вылазки уже в открытую Ладогу, где за несколько дней им предстояло пройти от города Сортавала до Питкяранты, затем до Валаама, далее до Приозерска, Лахденпохья и вернуться обратно в столицу фестиваля. Участники «Большой Ладоги» прошли 152 мили с остановками в пяти локациях на берегах Ладожского озера.

Финиш регаты, как и планировалось, состоялся 14 августа. Подойдя к точному назначенному времени, мы принялись ожидать, кто же раньше других появится на горизонте. Лидеры гонки не заставили себя долго ждать: уже через несколько минут красавица яхта «Paloma» из Москвы первой пришвартовалась у сортавальского берега. Экипаж яхты в шутку называют «4 танкиста и собака» — на борту семейный экипаж с немецкой овчаркой Летти. Про «Большую Ладогу» эти участники узнали через интернет. Путь от Лахденпохья до города Сортавала они прошли даже быстрее, чем ожидалось. Всё это время неслись под большим красивым парусом, называемым спинакер. Шли легко, и даже швартовка в конце оказалась чуть более трудоёмким процессом: нужно было прибегнуть к определённому манёвру уже на последних минутах пути, когда судно начинает виднеться из-за горизонта. «Мы угадали с погодой, — сказал нам Александр, один из членов экипажа. -Именно угадали, потому что в это время года Ладога, ох, какая нерадостная бывает! А тут — всё время солнышко, волна не больше полутора метров. Даже пару раз ловили приличный штиль».

Им также повезло проскочить через сильный штиль. Из-за него остальные участники отстали примерно на 5 часов.

«Многие считают, что самое тяжёлое время на лодке — это шторм. Ничего подобного! Во время шторма все знают свои штатные места, у каждого чётко прописаны обязанности. Все выполняют свою работу. В штиль, начинается самое страшное: двигаться нельзя, говорить нельзя, даже кашлять нельзя — всё это останавливает лодку. Все даже передвигаться приходится специальным шагом — с носка на пятку». Породистая собака Летти, отличающаяся своим умом, в этом смысле тоже помогала экипажу. Мой собеседник отметил хороших людей по маршруту и дружественную атмосферу, царящую в среде озёрных гонщиков. По словам Александра, обычно спортсмены — люди, закрытые в себе, обладающие своего рода повышенной экспрессивностью. Участники этого года были достаточно дружелюбными. Очень открытым оказался и владелец «местного «Длинного берега» в городе Питкяранта, приютивший команду и подсказавший интересные места по дальнейшему направлению.

Все заметили атмосферу дружелюбия, которая сохранялась до самого закрытия регаты. Положительно о ходе гонки отозвался и представитель ГИМС С.В. Печников, отметивший, что судовладельцы показали себя достойно, в том числе и правовом поле.

Дипломы и подарки от организаторов получил каждый экипаж, а заветные кубки -трое счастливчиков, оказавшиеся быстрее других.

С окончанием регаты всех поздравила начальник отдела культуры и спорта администрации Сортавальского района Инга Неволина.

Церемония закрытия фестиваля «Ладога Фест» проходила в Новой Ладоге, а в последний «сортавальский» день представитель одного из главных организаторов — фонда «Росконгресс» Всеволод Кузнецов поделился общими впечатлениями и предварительными итогами фестиваля в этом году. Eсли на старте фестиваля участников различных мероприятий было 990, то в предпоследний день можно было говорить о цифре в более чем в тысячу человек. Это связано и с послаблениями коронавирусных ограничений, позволивших провести многое из запланированного, и грамотная логистика событий, которые безопасно распределили людей по разным местам проведения фестиваля. И это только то, что касается спортивно-туристской части.

На фестивале была деловая программа. В Видлице удалось провести историко-краеведческую конференцию.

В этом году удалось провести как минимум 4 собственно водных дисциплин: большая регата «Большая Ладога», присоединение представителей гребно-парусного спорта в портовой гонке (трёхмачтовой гички и шлюпки Ял-6), выступление детской яхтенной школы в Новой Ладоге и сабсёрф.

В следующем году организаторы пообещали провести церемонию закрытия фестиваля в городе Сортавала и сделать программу ещё более масштабной и интересной.

***
фото: I место;II место;III место;В. Кузнецов.;Д. Орлов.;С. Печников.;;И. Неволина.;;;;

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Племхозяйство «Ильинское» восстановило животноводческий комплекс и построило доильный зал в Видлице

Коровник рассчитан на 400 голов, животных в нем будут содержать без привязи На ремонтно-восстановительные работы направили порядка 220 млн рублей,…

Читать Далее