«Хористка»: три версии за один вечер
7 сентября на сцене театра-студии «Дети понедельника» пройдёт второй этап Всероссийского театрального проекта Союза театральных деятелей РФ «Играем Чехова». 8…
20 июня в администрации Питкярантского муниципального района состоялся «круглый стол» с участием членов инициативной группы, выступившей с предложением вынести на всенародное голосование вопрос объединения двух городских школ в одно юридическое лицо. Решение о проведении референдума уже прошло все необходимые процедуры регистрации и опубликования. Назначена и дата голосования — 10 сентября 2017 года.
Теперь давайте разбираться, что именно нам предстоит решить в этот день.
Итак, начать следует с того, что основной вопрос, который будет вынесен на референдум, — вопрос слияния двух школ в одно юридическое лицо — не связан с экономией финансовых средств. Предлагаемые преобразования преследуют совершенно иные цели, поскольку в конечном итоге они не только не приведут к сокращению финансирования, но и наоборот: если на референдуме будет принято решение внедрить новую модель обучения, то вместо сегодняшних 55 классов-комплектов их станет 58. Никакой оптимизации численности педагогов или обслуживающего персонала также не планируется. В сегодняшних условиях, когда в сфере образования существует острый дефицит кадров, разбрасываться специалистами никто не собирается.
Предпосылки возникновения идеи
Сегодня перед системой образования нашей страны поставлена главная задача — повышение доступности качественного образования. Дети должны получать знания на основе индивидуализации образовательных программ с учетом их особенностей и потребностей. Проще говоря, школы должны обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку и учить его по тем программам, которые он сам выберет для углубленного изучения.
Постепенные изменения в этом направлении уже происходят: повышается уровень сложности ОГЭ и EГЭ, вводятся профильные экзамены. В скором времени все школы должны будут завершить переход на федеральный государственный образовательный стандарт (или ФГОС среднего общего образования), который требует обязательной профилизации процесса обучения. Первой среди школ Питкярантского района к введению ФГОС для 10-11 классов приступает школа № 2. Реализация пилотного проекта начнется с 1 сентября 2017 года.
К большому сожалению, к реализации современных программ углубленного изучения предметов сегодня готовы далеко не все школы Питкярантского района. «Мы множество раз беседовали с руководителями и педагогическими коллективами школ, пытаясь решить, каким образом будут реализовываться стандарты на территории района, — объясняет первый заместитель главы администрации Питкярантского муниципального района Роман Баранов. — И никто не смог дать ответ на вопрос: как будем работать дальше? Ясно одно: без определенных структурных изменений, оставив все как есть, решить эти задачи будет очень сложно».
Многие школьники уже в 8-9 классе знают, в какой вуз они хотели бы поступить, какую профессию выбрать. Некоторые из них желают получить гуманитарный профиль, другие склоняются к физике, химии или математике. Соответственно, может возникнуть такая ситуация, что в школах, которые предлагают мало профильных программ, возникнет отток учащихся в другие образовательные организации, или дети вообще откажутся от получения среднего образования в школах и пойдут получать рабочие специальности и профессии. В последние годы такая тенденция наблюдается все чаще, и введение новых стандартов ее еще более усугубит.
Eсть и такой момент: если ребенок не может получить углубленные знания по определенным предметам в школе, то он вынужден обращаться к педагогам в частном порядке. Далеко не каждая семья может себе это позволить, не говоря уже о том, что нарушается конституционное право любого гражданина — доступность качественного, а главное — бесплатного образования.
Очевидно, что назрела необходимость создания такой модели школы, которая могла бы в полной мере реализовывать профильные образовательные программы и при этом эффективно работать в рамках существующего финансирования.
«Школа ступеней»
«Изучая опыт регионов РФ, идущих впереди по внедрению стандартов профильного обучения, мы обратили внимание на модель, которая называется «Школа ступеней», — рассказывает Роман Баранов. — Петрозаводский «Лицей №1″, который является одним из лидеров системы образования Карелии и входит в топ-500 лучших школ нашей страны, работает именно по такой модели. Она вполне могла бы прижиться и в Питкярантском районе».
— В чем ее суть?
— Это предоставление образовательных услуг в школах отдельно для детей разных возрастных групп. С психолого-педагогической точки зрения, такая модель предпочтительнее, поскольку учитывает особенности разных возрастов, для каждого из которых выделяется ведущий вид деятельности. Скажем, для младших школьников (7-11 лет) приоритет — это учебная деятельность; для подростков (12-15 лет) — межличностное общение; для периода ранней юности (16-17 лет) — профессионально-учебная деятельность. Таким образом, на каждой ступени создается особенная специфическая образовательная среда.
— Что предлагается сделать?
— Первую (или младшую) ступень (это учащиеся с 1 по 4 класс из обеих школ , в том числе, категория детей с ограниченными возможностями здоровья) целесообразно разместить в здании первой школы. Она гораздо лучше подготовлена для младших школьников и работы с особыми детьми, там удалось создать достойные условия и собрать хороших специалистов. Учащиеся средней (с 5 по 9 класс) и старшей (с 10 по 11 класс) ступеней из обеих школ будут учиться в здании второй школы.
— Какие плюсы?
— Во-первых, у детей одной возрастной группы — одной «ступени» — появится возможность выбора образовательных услуг в рамках одного здания. Педагоги школ, где такая практика уже применяется, отмечают несомненную ценность этого нововведения. Во-вторых, реализация данной модели позволит объединить педагогические коллективы, создав равные условия труда и равные социальные гарантии для всех участников образовательного процесса, особенно в части, касающейся заработной платы. В-третьих, можно будет проводить внеурочные мероприятия, конкурсы, олимпиады для всех детей одной возрастной категории в одно время и в одном месте. Это также позволит повысить качество и доступность дополнительного образования. В-четвертых, модель «Школы ступеней» равномерно распределит обучающихся и позволит избежать практики формирования классов наполняемостью более 25 человек. Не будет больше такого, что в одной школе не хватает учеников, а в другой — переполненные классы. Все дети будут учиться в равных условиях. А стабилизация численности детей как в одном, так и в другом здании школы в конечном счете приведет к тому, что финансовые ресурсы будут распределяться более равномерно, и это даст возможность улучшать инфраструктуру школ. В-пятых, за счет концентрации в одном месте кадровых и материальных ресурсов новая модель позволит создать более комфортные условия для качественного обучения и коррекции развития особенных детей, которых, к сожалению, становится все больше с каждым годом.
Идея «Школы ступеней», несомненно, хороша, однако реализовать такую модель возможно только при слиянии двух школ в одно юридическое лицо.
— Почему именно референдум?
— Любые реформы, особенно в системе образования, — это слишком важный шаг. Было бы неправильно принять такое решение самостоятельно, без поддержки педагогических коллективов, без учета мнения родителей и обсуждения широкой общественности. Конечно, у многих возникает резонный вопрос: какой интерес жителям района высказывать свое мнение по поводу городских школ? Ответ прост: проблемы у всех школ одинаковые, предстоящий переход на ФГОС коснется и сельских школ тоже. Городские школы — это флагман нашего образования, их положительный опыт в том или ином виде может быть распространен на все учреждения района. К тому же образование — полномочие районной администрации, поэтому ограничить проведение референдума какой-то одной территорией — городским поселением, например, — невозможно. Согласно законодательству в референдуме должны принимать участие все жители, проживающие на территории района.
— Eсли проголосуем против?
— Известно, что отменить решение, принятое на всенародном голосовании, никому не под силу: ни министерствам, ни ведомствам, ни учредителям. Eсли жители района скажут «нет», то все до поры до времени останется на своих местах. Однако через 2-3 года вопрос введения профильного обучения встанет еще более остро. Некоторые риски при внедрении новой модели, безусловно, существуют. Но все они преодолимы. Давайте смотреть на перспективу: что будет завтра, черед год, через пять лет?
Обменяться мнениями по вопросу референдума можно в группе «РEФEРEНДУМ — 2017 г. Питкяранта» (https://vk.com/club147521389).
***
фото: Р.С. Баранов, первый зам. главы администрации Питкярантского МР, Н.В. Разумова, член родительского комитета школы № 2.;Члены инициативной группы по проведению референдума: М.Г. Голосова, В.А. Разумова, Т.П. Юрченко, Т.В. Воронина, Ж.А Агдеева.
7 сентября на сцене театра-студии «Дети понедельника» пройдёт второй этап Всероссийского театрального проекта Союза театральных деятелей РФ «Играем Чехова». 8…
ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФОНДА РФ Со следующего года компенсационная выплата лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы и гражданами старше 80…
Сотрудники УФСБ России по Республике Карелия приняли участие в ежегодном памятном чемпионате по мини-футболу в честь своего боевого товарища, майора…