Главная / Дела и люди / Наказать нельзя объяснить

Наказать нельзя объяснить

На городском родительском собрании обсудили вопросы поощрения и наказания детей

Когда в жизни появляется ребёнок, «круги своя» уже не совсем то, как это мыслилось ещё совсем недавно. Отныне в цепочке ежедневных событий неотъемлемо присутствует он или она, и не просто присутствует: становится центром, точкой отсчёта. Красной нитью проходит воспитание сквозь ежедневное общение. Базовые элементы быта, в некоторых случаях, могут стать площадкой для усвоения правил этикета. Разговор по душам — ответом на мириады вопросов, роящихся в голове маленького человека. Без конфликтов, к сожалению, не обойтись. Нужно как-то их решать. И, однажды пережив ситуацию, желательно придерживаться выбранной стратегии в дальнейшем. Педагоги-психологи ещё раз рассказали о золотых правилах воспитания.

Общегородское родительское собрание на тему «Поощрение и наказание» состоялось в Сортавала на базе Информационно-методического центра. В рамках этой встречи родители и воспитатели обсуждали злободневные вопросы воспитания дошкольников. Мы явились слушателями лекции (или даже мастер-класса) по методам поощрения и наказания, которая в нашем городе проводилась впервые.

Идея проведения зародилась ещё в прошлом году. И для того, чтобы точнее определить тему первого собрания, сотрудники районного комитета образования, а именно эти люди решили внести такое мероприятие в календарный план, много общались с педагогами, с заведующими дошкольными образовательными учреждениями и, конечно же, с родителями. Ведь кому, как не им, быть в крайней степени осведомлёнными о ежедневных проблемах, возникающих при взаимодействии с детьми. Основываясь на их мнении, организаторы пришли к выводу, что тема «поощрение и наказание» наиболее важна. Много вопросов по выстраиванию верной модели поведения при возникновении этих двух ситуаций возникает у родителей.

И за примером далеко ходить не нужно. Какой ребенок не балуется, рассыпая или разбивая что-нибудь? Какой не пытается одновременно что-нибудь мастерить, разучивать. Он познаёт мир. Познаёт так, как может это делать. Один раз дотронувшись до горячего чайника, станет ли прикасаться к нему ещё и ещё? Здесь сложнейшая задача родителя и педагога: поставить на верный путь.

Педагоги-психологи из центра психолого-медико-социального сопровождения города Сортавала согласились помочь в этом начинании и провели первую встречу с родителями и работниками сферы дошкольного образования. Специалисты отметили, что почти в 100% обращений в Центр, проблемы, из-за которых люди обращаются за квалифицированной помощью, складываются из обыденных мелочей: папа не обратил внимания на домик из конструктора, мама отругала за сломанную помаду. Казалось бы, мелочь да и только, но не тут-то было. Из этих маленьких кирпичиков складывается восприятие сложного и непонятного мира, в котором нужно как-то действовать. Но как? Это один из вопросов для обсуждения.

Встреча прошла в удобном и наиболее информативном формате. Помимо теоретической части для закрепления материала предполагалась ещё и практическая, где каждый мог высказать свое мнение и сделать полезные выводы.

Что такое поощрение и наказание? Каким образом нужно донести до ребёнка свою негативную оценку его действия, проще говоря, наказать? И на что важно обратить внимание, дабы ребенок чувствовал себя на верном пути? На эти вопросы старались найти ответы участники собрания. И, как нам кажется, нашли.

Для каждого из этих действий (будь то поощрение или наказание) предусмотрены свои правила и алгоритм. Например, мы узнали, что исправлять нужно в дружелюбной форме, отбрасывая все свои негативные эмоции, хроническую усталость и сиюминутный гнев. Наказывать необходимо за что-то одно и действительно недопустимое. Время наказания не должно превышать количество минут, равного возрасту, так как активность для дошкольника необходима, как воздух.

С похвалой тоже не всё так просто. Слова и словосочетания-паразиты так и норовят испортить момент. Фразой «Теперь ты молодец», «Сегодня ты хороший мальчик», «Ты самая лучшая», как оказалось, могут напрочь испортить восприятие похвалы и, более того, отбить желание что-либо делать. Ситуация не из простых, а ведь это основа основ.

Оказывается, достаточно ответить на несколько вопросов, чтобы узнать, хватает ли ребёнку вашего внимания и верно ли вы организуете взаимодействие с ним. Всегда ли я смотрю ребенку в глаза при разговоре с ним? Прикасаюсь ли я к ребенку более восьми раз в день? Посвящаю ли я 20 минут в день исключительно ребёнку? Как часто я говорю, что люблю? Замечаю ли я достижения своего ребенка и хвалю его? По мнению специалистов, эти простые правила помогут избежать многих конфликтов и поспособствуют установлению благоприятного климата в вашей семье.

Присутствующие собрались здесь по разным причинам: кто-то почерпнуть новые знания, кто-то, как, например, воспитатели и психологи, передать полученный при непосредственном контакте с родителями и детьми опыт. Но есть и такие, кто пришёл за реальной помощью. Так или иначе, учились все.

«Наши психологи всегда грамотно и правильно проводят все мероприятия. Сегодняшняя форма понравилась тем, что полученные знания я могу применить чисто для себя. Те моменты, которые, вроде бы, понимаешь всегда и знаешь, как поступить правильно, сегодня преподнесли ёще раз», — поделилась впечатлениями участница мастер-класса.

Напоследок собравшиеся посмотрели отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик». Тот самый, где Женя разбивает вазу, мамину любимую вазу. Стандартная ситуация, не правда ли? Но мама теперь не простая, она целый час слушала лекцию. Как она поступит теперь?

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Отчитались о работе арт-резиденции

На прошлой неделе Сортавальская арт-резиденция принимала делегацию представителей, курирующих Программу приграничного сотрудничества, в рамках которой был реализован проект и создана…

Читать Далее

Приём предпринимателей

12 мая заместитель прокурора республики В.Ю. Шевченко совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Карелия проведёт тематический личный…

Читать Далее