Главная / События и факты / «Варандей 2016», или Что можно сделать для родины за 7000 км?

«Варандей 2016», или Что можно сделать для родины за 7000 км?

Петр Груздев — постоянный собеседник корреспондентов самых разных СМИ от районного до федерального уровня. Его знает почти каждый сортавалец. Его знает спортивный Питер, автомобильный Петрозаводск. Его знают люди, близкие к моторам, в Коми и Архангельской области.

В прошлом году «Вести Приладожья» рассказывали о путешествии «Бросок в Заполярье». В начале этого года экипажи трёх машин под его руководством прошли февральскими трассами от Сортавала до Северного Ледовитого океана.

— Это была полноценная экспедиция «Варандей 2016». Мы ставили перед собой пять задач: тестирование полноприводных автомобилей «ГАЗ»; тест технического и туристского снаряжения; прохождение маршрута пятой категории сложности; наработка материалов для справочника тем, кто желает самостоятельно пройти этот маршрут (автозаправки, пункты питания, ночлега и т.д.); разработка коммерческого маршрута.

— Что означает «коммерческий маршрут»?

— Туристы на автомобилях, которые едут сами по себе, должны обладать большим опытом. Это — далеко не каждый водитель.

А вот среднестатистический турист… Ему будет предложено сопровождение. Подробнее так: в составе группы они прилетают в Сыктывкар. Оттуда через Коми едут до села Мезень на одноимённой реке в Архангельской губернии. Дальше — старт на снегоходах до Нарьян-Мара (около 450 километров). Из Нарьян-Мара на машинах по зимнику до Усинска с заездом в оленеводческий посёлок. С катанием на лайках и оленьих упряжках. Маршрут будет насыщен встречами, культурной программой и активными действиями. Длительность составит, по предварительным расчётам, 6-7 дней. Участники увидят за одну поездку реальную жизнь Русского Севера: тундру, тайгу, оленей, зимники, стойбища оленеводов, жизнь коренного населения.

Жалко, но этот маршрут не может включать в себя Варандей. Светский посёлок там практически мёртв. Есть несколько домов, в одном даже живут люди. Остановиться можно только на метеостанции. Общежития и гостиницы — это мир нефтяников, крайне дорого. Плюс пограничные дела с пропусками. Смысл теряется.

— Несколько слов об экспедиции, если можно.

— Стартовали 17 января от Петропавловской крепости в Петербурге. Надо сказать, сделали это под выстрел пушки. И нам подарили памятную гильзу с гравировкой. А стреляла девушка из Германии.

— То есть, состав экспедиции был международным?

— Нет. Только межрегиональным. В составе экипажей были люди из Карелии, Петербурга, Твери, Нижнего Новгорода, Москвы, Ульяновска, с острова Сахалин. А девушка из Германии осталась в Питере.

Мы шли маршрут шесть дней на трёх полноприводных микроавтобусах ГАЗ «Соболь». Машины показали себя замечательно. Кроме того, нам повезло с погодой при прохождении участков «Харьягинский — Варандей» и «Харьягинский — Нарьян-Мар». Была великолепная погода.

А вот на обратном пути стали поступать сообщения. Сначала о том, что зимник закрыт для легковых автомобилей. Через три часа — для грузовых. А род утро МЧС сообщило, что зимник закрыт для всех видов транспорта.

Но мы пошли по закрытому зимнику. Конечно, предупредили всех дорожников и спасателей. Они нас уже знали с прошлого года. Кроме того, мы обладали запасом топлива и продовольствия недели на три. И у нас было три подготовленных к «автономке» вместительных машины. Поэтому нас выпустили без всяких сомнений. Прошли этот зимник без проблем. Да, нам два раза помогали КамАЗы и один раз — трактор. Но это было сделано просто ради экономии времени на подъёмах, которые мы могли преодолеть сами.

— Что из трудностей экспедиции запомнилось Вам больше всего?

— По сравнению с прошлым годом, этот зимник был раза в 2-3 тяжелее. А, с другой стороны, в прошлом году он был страшнее. Понятно, мы ехали по нему первый раз. Кроме того, мы были на двух совершенно разных машинах с серьезным перегрузом.

А в этот раз мы ехали по три-четыре человека в машине. В каждой из машин было три спальных места. Была пища, были столы, были плитки для приготовления пищи. Как говорят, не заморачивались. За одни сутки проехали три километра: не спеша, пришла темнота, встали, поели, поспали. Утром поехали дальше. Коротко говоря, не случилось ничего такого, о чём любят писать журналисты. Мы были подготовлены ко всему. В шинах пониженное давление, все блокировки.

Нам говорили: бросьте, ребята, вы не дойдёте. Ни по той, ни по этой дороге. «Сядете» через двадцать метров. И когда мы вышли от Варандея на Харьягинский, нас встречали аплодисментами. Собралось больше ста машин.

Конечно же, столкнулись и с теми, которых один из блогеров назвал «долболобами». Были предупреждены, что зимник закрыт. Но вышли на него на легковых машинах. А потом возмущались: почему нас никто не спасает?! У нас топлива нет, еды нет и прочее.

А спасатели работают как? Они собирают на зимнике людей и вывозят. Твоя машина остаётся там. Дёргать и тащить запрещено. Решишь проблему доставки сам в хорошую погоду.

— А просто самое-самое запомнившееся?

— Здесь (Пётр Николаевич касается головы) запомнилось всё. Конечно, совершенно новая для человека из Европейской части России красота тундры под солнцем.

Пограничники на подходе к Варандею предупредили: по одному из машин не выходить, близко к берегу не вставать. Белый медведь. Но его увидеть так и не удалось. Жалко.

— Интересные встречи?

— Да. Одна из них — встреча с губернатором НАО (Ненецкий автономный округ) Игорем Кошиным. Вели предметный разговор о проведении комбинированных туров, о которых говорил в начале интервью.

— Теперь об экипажах. Вы шли в три машины…

— Мой «Соболь»… На протяжении почти всей дороги я вёл его один. Второй машиной был красный «Соболь», нижегородский. Его вел мой брат Александр. И последняя машина ГАЗ «Соболь» балтийский. В нём ехала кинокомпания «Лю Ля Филмз». Они представляли автозавод. «ГАЗ Балтийский», он и участник пробега, и спонсор. Без него никуда.

Выехали втроём. Дошли до Усинска. Там к нам сели первые пять журналистов-испытателей. Они представляли Нижегородский ГАЗ, Москву, Тверь, Сахалин. Этой группой мы и пошли на Варандей и оттуда в Нарьян-Мар.

Там эти ребята полетели по домам, а к нам присоединилась другая группа.

— То есть, журналисты присоединились на последних этапах?

— Да. И это понятно. Перегон Питер — Усинск очень большой. И у журналистов, естественно, нет столько времени, чтобы просто ехать в машине.

Потом прилетели девушки — Лена Правдина и Татьяна Елисеева. Это гонщицы. Они выступали на нашей бахе «Северный лес». Плюс два корреспондента-фотографа — Костя Якубов и Максим Сергеев.

— Вы, Пётр Николаевич, насколько я понимаю, были руководителем маршрута?

— Да.

— Планируете ли Вы что-то подобное в будущем?

— 14 марта стартуем из Тольятти на двух «Нивах». Это подготовленные машины. «Лада Арктика». Это обычные гражданские машины. Только печи посильнее и подвеска.

— Цель?

— Проверить, можно ли проходить такой маршрут на «Ниве». Я уже сказал, что машины обыкновенные. Различаются друг от друга длиной. Одна — короткая, другая длинная. Пяти- и трехдверная. Понятно, что делаем это вместе с заводом.

В виду того, что эти машины малой вместимости, будет совсем другой стиль прохождения маршрута. Нельзя будет останавливаться надолго, ночевать в машинах, жить, готовить. Перегоны будут большими, идти придётся «в два руля».

Экипажи будут состоять из трёх и четырёх человек.

теперь — о «невидимой» части работы, которая, собственно, к прохождению маршрута отношения, как бы, не имеет. Сортавала прославился в «большой прессе». Ведь основное ядро пробега составляли наши. Руководили маршрутом — тоже наши. Родителями или создателями маршрута стал Петр Груздев и его брат Александр.

Только в моём компьютере 39 ссылок на материалы самых разных СМИ. И ссылки эти уже можно обновлять, потому что появились многие новые материалы о маршруте «Варандей 2016».

В маршруте принимал участие главред журнала «Полный привод 4х4» Ф. Фаробин. Об экспедиции писали и снимали: ГТРК «Поморье», Ненецкое информационное агентство «НАО», телеканал «Россия 1», портал органов государственной власти НАО. Об экспедиции рассказывал журналистам Андрей Атвиновский, генеральный директор автоцентра «ГАЗ Балтийский».

Для тех, кто хочет узнать об экспедиции больше, мы разместили ссылки в группе ВКонтакте «Сортавала City».

Что же касается братьев Груздевых… Только за один этот маршрут, его разработку, пропаганду автоспорта и — главное — «раскручивание» города Сортавала в российских и региональных СМИ, им надо поставить памятник на набережной. Или. выдвинуть их кандидатами на звание «Почётный гражданин города Сортавала».

А что?..

В материале использованы данные СМИ, писавших и снимавших материалы об экспедиции.

***
фото: Варандей Карта маршрута.;Варандей 5 Межрегиональная экспедиция «Варандей – 2016. Русский Север — Русским машинам»» прибыла в Ненецкий автономный округ.;Руководитель маршрута Петр Груздев.;На маршруте. Тундра.;Игорь Кошин — губернатор НАО.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Племхозяйство «Ильинское» восстановило животноводческий комплекс и построило доильный зал в Видлице

Коровник рассчитан на 400 голов, животных в нем будут содержать без привязи На ремонтно-восстановительные работы направили порядка 220 млн рублей,…

Читать Далее