Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Будучи жителями небольших городов, мы часто можем услышать от столичных гостей распространённое мнение, что заниматься у нас нечем, в кафе еда невкусная, дороги кривые и бугристые, а иногда и вовсе приходится отвечать на вопрос: «Как вы вообще здесь живёте?». Односложного ответа не существует. У каждого своя формула. В нашем «разговоре с интересным человеком» мы поведаем историю коренного жителя Сортавала — фотографа Максима Павлова.
С Максимом мы встретились на новой базе отдыха в районе посёлка Рюттю. Мне ещё не доводилось там бывать, место как нельзя более подошло для интервью. Определяясь с выбором точки рандеву дождливым осенним днём, мы решили выехать за город. Казалось бы, Сортавала — далеко не мегаполис, однако прогулки на природе ввиду плотного рабочего графика — не частое удовольствие. К разговору по душам они отлично располагают. Особенно если большое увлечение собеседника — пейзажная фотография.
Прогуливаясь по заасфальтированным дорожкам, встретили пару знакомых, которые, не скрывая улыбки, немного подтрунивали: «Даже в выходной на работу ездишь». И, правда, сейчас у Максима тотальная занятость. Летом получается разве что поспать ночью несколько часов, а дальше нужно непременно снова отправляться в путь — на работу. И это не мудрено: сейчас наш собеседник занят в сфере туризма. Он работает инструктором по активному отдыху: умело управляет различной техникой, будь то квадроцикл, снегоход или новинка в наших краях — багги, разрабатывает интересные маршруты, проводит людей по верёвочному парку, в общем — мастер на все руки. Но были и другие времена, когда жизнь казалась более размеренной и была таковой на самом деле.
Немного биографии
«Родился и вырос я в этом городе, в настоящее время здесь проживаю», — начинает Максим свой рассказ. — В 2005 году окончил школу №1. Среди бывших одноклассников — известные дизайнеры, представители рэп-культуры и музыкальной индустрии, блогеры, фитнес тренеры». Достаточно много интересных персонажей, отношения с которыми наш герой поддерживает до сих пор. Однако на встречи выпускников не ходит совсем. И с иронией подмечает, что родственник и одноклассник он никудышный. На вопрос: «Кем бы ты хотел быть?» Максим до сих пор не нашёл ответа. И подобное с молодыми людьми случается часто. Мало кто из нас с точностью может сказать, что хочет быть, например, менеджером по продажам или монтажником-высотником. Особенно по окончании школы и даже университета.
Нашему герою предвещали офицерское будущее, так как папа и дедушка занимали высокие посты во внутренних войсках. Однако, и такое тоже бывает достаточно часто, выбор подобной судьбы для себя Максим счёл неприемлемым. И мешать ему особо не стали. В юности с «вышкой» не задалось, и чтобы сразу после школы не попасть в ряды армейцев, Макс поступил в тогда ещё Сортавальский торгово-экономический техникум, выбрав для себя специальность: гостиничный сервис. Учёба шла хорошо и, можно сказать, пролетела незаметно.
А дальше — трудовая деятельность. В течение нескольких лет удалось поработать в различных сферах, среди которых торговля и туризм. Но так получилось, что больше двух лет на одном рабочем месте не пришлось задержаться. А потом настало время Валаама — места, изменившего, в некоторой степени, взгляды на жизнь и повлиявшего на становление Максима, как профессионального фотографа.
Первые шаги в фотографии: о, дивный остров Валаам
В 2010 году на Валааме началась полная реставрация монастыря. Весь архитектурный комплекс во главе с величественным Спасо-Преображенским собором стоял на пороге больших перемен в облике. Это и послужило поводом своего рода временной миграции на остров.
Работу Максиму предложили по знакомству, так в 2011 году он оказался в числе тех, кто производил реставрационные работы на высоте, в том числе принимал участие в возведении главного креста на крупнейшем куполе собора.
«Валаам — это свой отдельный мир. Я до сих пор немного тоскую по этому острову», — поделился наш герой. Этот дивный остров Максим называет «мой Шаолинь».
Для человека, не знакомого с валаамским бытом, рассказы местных жителей о келейной системе проживания — настоящая диковинка. Максим прожил так целых три года. Однако по валаамским меркам, ему повезло: келья, оснащённая туалетом и душем с горячей водой, — рай для островитянина. Реставрационные работы шли круглогодично, выехать на «большую землю» удавалось раз в полтора-два месяца на пару недель. Консолидированное валаамское общество сплошь состоит из представителей творческой интеллигенции. Немного пообщавшись с местными, понимаешь, что приводит туда людей: природа, монастырь и, как это ни странно, заработок.
«Мне однажды довелось пообщаться с бывшим драматургом Мариинского театра, и вышло это совершенно случайно. Там много людей, от которых ты слышишь ну просто удивительные истории о том, как, приехав на Валаам, человек не мог ходить, а потом полностью исцелился. Можно сказать, что для этого острова посреди бескрайних просторов Ладоги это норма. Eдут туда действительно отовсюду».
Несмотря на ореол духовности и всеобъемлющей православной веры на святом острове, не каждый пришедший туда связывает свою жизнь с Богом. «На храм (я считал) залезал около 3000 раз. А внутрь заходил буквально парочку», — Максим рассказывает, что предложения вступить в ряды братии поступали, но подобной судьбы для себя он не захотел.
Здесь, вдали от шумных и изнуряющих мегаполисов, в окружении благоговейной карельской природы, где ладожские валы с воем ветра разбиваются о суровые скалы, захотелось творить. Выстраивать свой художественный мир. На заработанные деньги Максим купил себе первый зеркальный фотоаппарат и начал реализовываться как фотограф. «Я всегда хотел снимать и, как мне кажется, видел мир немножко по-другому. И это самое видение мне хотелось передать».
Одновременно с этим, что тоже немаловажно, захотелось поступить в вуз, и имя нашего героя появилось в списках Балтийской академии туризма и предпринимательства.
Многие, в том числе и друзья, говорили о том, что это ненадолго и скоро фотоаппарат отправится пылиться на самую дальнюю полку. Однако такого не произошло, и за несколько последующих лет наш герой разобрался с технической и программной составляющей фотографии. «Мне всё это нравилось и доставляло удовольствие. Вообще если брать валаамский период фотографии, у нас там было не так много времени, но когда оно появлялось, я старался проводить его с максимальной пользой. В любую погоду брал камеру, штатив-всё свое невеликое оборудование и отправлялся изучать остров. Выходил рано утром, пешком, а возвращался уже в темноте уставший, сырой и голодный, но довольный».
Путешественникам Максим советует отправляться на Валаам в октябре. Так как осень там наступает немного позже, в это время велика вероятность застать всё буйство красок, которые когда-то подвигли его взять в руки камеру и запечатлеть окружающую красоту. А чтобы больше проникнуться антуражем, желательно свернуть с протоптанных туристических троп.
О себе как о фотографе
Листая фото из профиля Максима в Инстаграме, радуешься количеству поистине хороших работ. Уже более трёх тысяч человек с помощью его фотографий открывают для себя наш северный край.
В жизни человека творческого рано или поздно появляется дилемма, и вопрос заработка когда-то да замаячит на горизонте. А фотография, как известно, увлечение из числа дорогостоящих.
Максим: «Я пока не готов с головой погрузиться в коммерческую фотографию. Я понимаю, что это выгодно. Такого же мнения придерживается большинство окружающих меня людей. Моя девушка считает, что мне нужно заниматься только фотографией, этим зарабатывать. Моя мама тоже так думает. Но я не согласен, объясню почему. В России очень сложно заниматься коммерчески именно тем направлением фотографии, которое больше всего нравится. Мне нравятся пейзажи. Платят свадебным и детским фотографам, тем, кто работает в студиях. Мне тяжело заниматься постановкой, особенно снимать незнакомых мне людей. Человек платит тебе за работу и ждёт конкретного результата. Природа не ждёт от тебя, что она тебе понравится в кадре. Это ты ждёшь этого, и это круто. С людьми сложно. Поэтому легче заниматься пейзажной съемкой. Мне предлагали снимать свадьбы, но я пока не беру такой грех на душу. Человек в идеале один раз женится, а я ему весь день испорчу неудачными кадрами. Но я не ставлю на этом крест. Просто к этому нужно прийти».
— Что тебя останавливает больше? Ты боишься, скажем так, не соответствовать каким-то ожиданиям, или тебя это раздражает и ты не хочешь этим заниматься, имея возможность этого не делать?
— Мне кажется, скорее всего, первое. Я привык всё, за что берусь, делать очень качественно. Я не могу делать спустя рукава.
— Мне всегда казалось, что большее преимущество среди пейзажистов у того, кто больше путешествует. Чтобы это были не полноценные походы за кадрами, а фотография как бы была вплетена в повседневную жизнь. А как считаешь ты?
— В любом случае, чтобы снимать пейзажи, нужно много путешествовать. Сидя на одном месте, ты не узнаешь, что Земля круглая. Я не могу сказать, что много путешествую по миру. Я вообще ещё толком нигде не был, и моя огромная мечта: посетить как можно больше мест, мир огромен. Но считаю, что довольно-таки хорошо знаю районы Северного Приладожья.
— Ты живёшь в отличном крае, я думаю, это тоже благотворно сказывается.
— Да, плюс моя нынешняя работа мне помогает. Мы постоянно ездим по очень красивым местам, неизведанным, о которых мало кто знает, от этого они становятся ещё более притягательными. Это острова в составе ладожских шхер. Шхеры — вообще место само по себе уникальное. Понятно, что каждый человек хвалит свой край, место, откуда он родом. Но я пока не видел людей, которые, видели ладожские шхеры и равнодушно к ним отнеслись.
— Можно сказать, что нам повезло с местом рождения.
— Определённо.
Маленькие победы и большие достижения
Eжегодно в феврале Русское Географическое Общество проводит целый фестиваль, посвященный культуре нашего края, в рамках которого жители Санкт-Петербурга, исследователи, фотографы, в общем, все желающие могут познакомиться с Карелией. Он называется «Земля Калевалы».
В рамках фестиваля также проходит одноимённая фотовыставка, и в 2016 году одна из работ Максима заняла призовое место и экспонировалась в зале РГО. Eго работы используются в создании календарей и оформлении гостиничных комплексов. Прошлой осенью в Сортавальской библиотеке состоялось открытие фотовыставки, где также были представлены работы нашего собеседника.
Пройдя свой путь от начинающего до сведущего, Максим открывает мир фотографии для школьников и всех тех, кто решил его познать. Второй год он руководит фотоклубом в молодёжном центре «Сердоболь», занятия в котором посещают около 40 человек.
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…