Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Все ближе и ближе юбилейная дата Победы в Великой Отечественной войне. Наш очередной рассказ о солдате этой Победы Николае Семеновиче Лёвине.
Фамилия Лёвиных довольно известная в Лахденпохья, пожалуй, даже не просто известная, а часто встречающаяся. Лёвиных в городе много: братья, сёстры, внуки, правнуки — все они добрые, трудолюбивые люди.
О Николае Семёновиче помнят, его подвигом гордятся. Пожелтевшая вырезка статьи М. Михайлова из газеты «Призыв» бережно хранится в семейном архиве.
О своём герое, его жизни сегодня читателям газеты рассказывает внучка Eкатерина Хромова.
«Родился дедушка 21 мая 1921 года в крестьянской семье в деревне Порфиевская Лодейнопольского района, -начинает рассказ Eкатерина. — В 16 лет стал учеником пекаря, затем работал мастером-кондитером в посёлке Вознесенье».
В 1939 году по комсомольской путёвке Николай отправился на строительство железной дороги Ленинград — Мурманск. Здесь на строительстве он встретил землячку Марию. Девушка понравилась с первого взгляда, думал недолго — женился. Вскоре, 9 апреля 1941 года, Николая призвали в армию.
Машинист-моторист экскаватора стал бойцом отдельного строительного батальона, который был направлен в Эстонию. Целью переброски стало оборудование аэродрома и сопутствующих сооружений. И вдруг война! Позади счастливая жизнь с женой Марией и первенцем. Впереди подъём по тревоге, бомбёжки, обстрелы…
Всю свою жизнь он не мог забыть: «Враг не жалел снарядов. Бомбёжка разметала необстрелянных солдат по лесу. Юнкерсы улетели. На землю легла зловещая тишина…».
Оглушённый бомбежкой, растерянный, опустошённый Николай шёл по лесу в поисках своих товарищей-красноармейцев. Но кругом лежали лишь трупы молодых бойцов. Горел лес. Земля горела. Это был первый день войны и первое крещение огнём.
Николай нашел своих. Вместе вернулись на аэродром. Здесь вчерашним строителям выдали по винтовке, по 120 патронов и по 2 гранаты. Вот с таким первым вооружением встали 20-летние солдаты на защиту своей Родины.
С винтовкой Николай дружил долго. Лишь в боях на дальних подступах к Ленинграду бойцу 163 стрелкового полка 224 стрелковой дивизии Ленинградского фронта пришлось освоить пулемёт. Потом не раз в сражениях на Лужской линии обороны его пулемёт отбрасывал атакующего врага.
В начале 1942 года Николай Семёнович стал старшим сержантом, был назначен на должность помощника комвзвода полковой разведки. Однажды, когда его взвод стоял в боевом охранении (под Кронштадтом), началось наступление финского батальона. Поскольку к взводу был приписан краснофлотец с рацией, удалось связаться с командованием полка и сообщить о силах противника. Получив приказ держать оборону, взвод вступил в неравный бой. Неравный не только по силам, но и по вооружению: один станковый пулемёт, винтовки, гранаты.
Держались из последних сил. Уже значительно ослабли ряды боевого охранения. Остались последние гранаты. И тут заработали морские дальнобойные пушки, накрывая атакующий батальон врага. Это краснофлотец-связист вызвал корабельную артиллерию. Свои, сухопутные войска, поддержали огнём «Катюш», которые по существу спасли взвод Лёвина. Это была первая встреча Николая с «Катюшей».
«В грозные блокадные дни 1942 года прадед вступил в ряды ВКП(б), — продолжает Eкатерина. — Произошло это после удачного ночного поиска. Шестеро наших разведчиков бесшумно проникли в траншею врага и взяли двух «языков».
Вылазки на занятую врагом территорию не всегда заканчивались успешно, стоили крови. Плотный коренастый старший сержант Николай Лёвин был отличным разведчиком, однако в одной из вылазок получил ранение в левую руку.
Недоедание, жажда, а как результат «куриная слепота» сказывались на боеспособности солдат. Из-за этой «куриной слепоты» Николай с товарищами чуть было не попал впросак. В сумерках при выполнении задания они вдруг все ослепли — провалились в воронку с водой, потеряли ориентировку, но всё же смогли выйти к своим. Так Николай узнал цену витамина А, а ещё пользу печёнки, которую выдавали больным. Делал это лично командир полка — выделял кусочки печени определённого размера…
А война всё продолжалась и продолжалась. В конце 1943 года Лёвин окончил курсы младших лейтенантов. Стажировку прошёл в боях по прорыву блокады Ленинграда.
В сражениях на подступах к реке Великой молодой офицер получил тяжёлое челюстно-лицевое ранение. Случилось это 9 апреля 1944 года. Потом было девять месяцев госпиталей, II группа инвалидности и возвращение к любимой семье, к его Марии.
Война для солдата-героя на этом закончилась. От Кингисеппа до Луги, а дальше до Ленинграда. Гатчины, Поповки, Шлиссельбурга, Невской Дубровки, Белоострова, Чёрной речки Александровки, реки Великой прошёл пешком солдат Николай Лёвин.
Свою дальнейшую жизнь Николай Семёнович связал с Карелией.
С 1954 года жил в Лахденпохском районе. Трудился в сельском хозяйстве, долгое время работал мастером в лесопункте. Вместе с Марией Eфимовной вырастил четверых сыновей и трёх дочерей.
Николай Семёнович награжден орденом «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны» 1-й степени, медалью «Ветеран труда».
Умер Николай Семёнович Лёвин 13 августа 1989 года. Но память о нём жива: знают историю деда и прадеда внуки и правнуки, растут посаженные в 1975 году на берегу Ладожского залива клёны и берёзки.
***
фото: Николай Семёнович Левин.;Николай Семёнович Левин.;Мария — жена Николая Семёновича Лёвина.;Наградной лист.
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…