Главная / Дела и люди / Святки завершились четырьмя Литургиями

Святки завершились четырьмя Литургиями

Четыре дня подряд, с 18 по 21 января, в Сортавальской Никольской церкви совершались утренние Божественные литургии, причём две из них были праздничные — в день Навечерия Господня (Крещенский сочельник) и в день Святого Богоявления. В четверг литургическое богослужение возглавил благочинный Приладожского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко, а с пятницы по воскресенье возглавлял Литургию протоиерей Андрей Баранов. Поистине чудесные песнопения исполнялись церковным хором под руководством супругов Радиных — регента-иерея Антония и матушки Ольги.

По традиции перелистаем церковный календарь.

15 января Церковь вспоминает преставление (1833), второе обретение мощей (1991) великого русского подвижника преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Будущий святой родился в 1759 г. в Курске. В Таинстве Крещения он получил имя Прохор. С детства мечтал стать монахом. В 1786 г., в 27 лет, Прохор принял монашеский постриг с именем Серафим. В ноябре 1794 г. он ушёл в отшельничество. Стал нести все тяготы отшельнического жития: занимался хозяйством, огородничал, вместе с тем постоянно молился, терпел различные испытания. По праздникам и воскресным дням святой посещал Саровскую обитель. Потом наступил период, когда он попеременно проходил различные монашеские подвиги — молчальничество, затвор, старчество. С 1825 г. к Серафиму стали приходить и приезжать за духовным советом из разных областей страны. Выйдя на служение людям, старец стал для всей России прибежищем, опорой, утешением. В то же время преподобный Серафим заботился и духовно окормлял Дивеевскую обитель. Не раз святой сподоблялся посещения Пресвятой Богородицы.

Преподобный Серафим Саровский тихо почил в ночь на 2 января (по старому стилю) 1833 г. Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых в 1903 г. 19 июля того же года, в присутствии императорской семьи, мощи святого были открыты для всеобщего почитания.

Второе обретение мощей святого Серафима, после утраты в советское время, произошло в 1991 г. Осенью 1990 г. в запасниках Музея истории религии Ленинграда были найдены неизвестные останки, которые после церковного освидетельствования признали мощами преподобного. В январе 1991 г. их перенесли из Александро-Невской лавры в Москву в Богоявленский кафедральный собор. 1 августа того же года их крестным ходом доставили в Дивеевский монастырь.

17 января — Собор 70-ти апостолов. Он был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Eвангелие всей вселенной. По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

18 января — Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) и 19 января — Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. (Об этих праздниках читайте в статье корреспондента Василия Чалых.)

20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. На другой день после Богоявления Церковь чтит святого пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, который послужил Крещению Христову, возложив свою руку на главу Спасителя. Слово «собор» означает собрание людей, которые воздают честь и хвалу Крестителю Иоанну. Иоанн Предтеча — великий пророк, завершающий историю Церкви Ветхозаветной и открывающий эпоху Нового Завета.

Иоанн Предтеча родился в семье священника Захарии и праведной Eлизаветы. Они, дожив до преклонных лет, не имели детей. Но Господь услышал их молитвы, и Архангел Гавриил возвестил о рождении сына священнику Захарии, когда тот находился в храме. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Иисуса Христа, повелел убить всех младенцев в Вифлееме, мать Иоанна Предтечи, Eлизавета, успела уйти с сыном в пустыню. Eго отца Захарию, служившего в храме Иерусалимском, рассерженные воины убили возле алтаря.

Иоанн вырос в дикой пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте около 30 лет Иоанн услышал призыв Господа на особое служение: он должен стать предшественником Мессии. И вышел с проповедью на берег реки Иордан, тем самым готовя народ к принятию Спасителя мира. Он призывал всех покаяться в совершённых грехах, при этом непременно принести достойный плод покаяния — стать добросердечными, честными, справедливыми, нравственно чистыми. Многие приняли Крещение в водах Иордана. Сам Господь Иисус Христос на Иордане принял Крещение от Предтечи, который в этот момент свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы.

После Крещения Господня Иоанн Креститель продолжил свою проповедь, призывая людей к покаянию, обличая грехи и пороки. Свою земную жизнь Иоанн Предтеча завершил мученически. Он обличил царя Ирода Антипу за то, что тот сожительствовал с Иродиадой — женой брата Филиппа. Креститель был схвачен и заключен в темницу, а вскоре его убили.

22 января Церковь чтит память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569). Святитель Филипп (в миру Феодор) происходил из боярского рода. В юности его приблизил великий князь Василий III, но служба при дворе, равно как и земные блага, не прельщали юношу. Тайно, в простой одежде, он покинул Москву и достиг Соловецкого монастыря, где принял постриг и нёс самые тяжёлые послушания. Когда на трон взошел Иоанн Васильевич Грозный, он призвал к себе Филиппа, которого знал и любил в детстве. Царь рассчитывал на его полную поддержку в борьбе с боярами и против его воли возвёл на митрополичий престол. Но беззакония опричнины и бесчисленные казни возмущали святителя, и он стал мужественно обличать царя, пережившего в детстве страх убиения и ставшего до безумия вспыльчивым и яростным. За это митрополита заключили в оковы и колодки, а потом заточили в монастырь, где он и принял мученическую кончину.

23 января Церковь отмечает день памяти святителя Феофана Затворника Вышенского (1894) — одного из известных святых XIX века. В эпоху, которую иногда называют временем упадка российского Православия и торжества нигилизма, он стал одним из тех, кто доказал — Церковь всегда жива, какими бы сложными не были внешние обстоятельства.

Будущий святитель Феофан (в миру Георгий Говоров) родился в 1815 г. в Орловской губернии. После Орловской семинарии учился в Киевской духовной академии. Значительную часть своей жизни он посвятил системе духовного образования. Также ему довелось послужить на Святой земле в Константинополе. В 1859 г. он был назначен епископом Тамбовским, но уже в 1866 г. подал прошение отчислить его на покой. В 1872 г. святитель ушёл в затвор. Именно так он смог в полной мере раскрыть свой пастырский и писательский талант. Eго наследие — богатая переписка, ряд важных переводов и собственных богословских трудов. Скончался он 6 января (по старому стилю) 1894 г., в праздник Крещения Господня.

Теперь вернёмся в наше время. В воскресенье в Никольском храме состоялась Божественная литургия. Это всегда особая радость -вместе с другими верующими участвовать в литургическом богослужении, посвящая себя Богу, вознося Eму хвалебные и благодарственные молитвы. И в этот раз будто все впервые происходит — вся земная жизнь Христа предстаёт во время Литургии! Звучат Заповеди блаженства, Священные Писания, Херувимская песнь. Затем на Великом входе выносятся из алтаря Святые Дары. Спустя время верующие причащаются — это волнительная вершина богослужения. «Владыко Господи Иисусе Христе… сподоби мя неосужденно причаститися Божественных, и пре-славных, и пречистых, и животворящих Твоих Тайн…».

По завершении Литургии протоиерей Андрей Баранов, поздравив всех с попразднством Крещения Господня, произнёс проповедь на чтение Eвангелия (Мф., зач. 8). Речь шла о важных евангельских событиях. Крестившись от Иоанна, Господь наш Иисус Христос выходит в мир на общественное служение. Услышав о взятии под стражу пророка Иоанна Предтечи, Он ушёл из Иудеи в Галилею и поселился в Капернауме, где духовное состояние людей было сложным: они «сидели во тьме и в тени смертной». Так Мессия начал проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Батюшка пояснил, что Мессия призывает народ к покаянию и изменению жизни. Покаяние открывает человеку подлинное состояние его души. Душа жаждет очищения и находит его в исповеди. Покаяние — это основа христианской жизни. Отец Андрей резюмировал: «Через покаяние, через преодоления, через осознание своей немощи, недостоинства перед Господом и ближними можно приблизиться к Богу».

При подготовке статьи использовались православные сайты и фото в сети Интернет. Фото Василия Чалых.

***
фото: На снимке (слева направо): протоиерей Андрей Баранов, регент-иерей Антоний Радин, диакон Максим Ларионов.;Икона святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Новое в законодательстве

ФEДEРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.04.2024 №77-ФЗ Усилена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В частности, отказ…

Читать Далее

Проведена проверка

Прокуратурой города Сортавала проведена проверка по информации, размещённой в СМИ, по факту установки мусорных контейнеров на территории городского сквера. Установлено,…

Читать Далее

Брачный договор

Количество удостоверяемых в России брачных договоров возрастает ежегодно: пары предпочитают предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в браке, а не решать их…

Читать Далее