Главная / Дела и люди / Елена Пиетиляйнен: поэт, писатель, главный редактор

Елена Пиетиляйнен: поэт, писатель, главный редактор

Карельская поэтесса и главред журнала «Север» Eлена Пиетиляйнен провела ряд творческих встреч в Сортавала. В перерыве между ними корреспонденту «Вестей Приладожья» удалось пообщаться с Eленой Eвгеньевной и узнать немного больше о её творчестве и занимаемой ныне должности.

— Добрый день. Какими судьбами Вы оказались у нас в гостях?

— Сюда, в Сортавала, меня пригласила библиотекарь, для того, чтобы я провела встречи как с детьми, так и со взрослыми. Поскольку я пишу для детей — вот мои детские книги (показывает разложенные на журнальном столике яркие издания — прим. ред.): «Большими шагами», «Счастливый случай», «Кто живёт в лесу и в доме?». А вот для взрослых. Это стихи. Я собираюсь вечером представить новую книгу стихов — «Между Ладогой и Онего».

— О себе, как о писателе, можете немножечко рассказать?

— Обычно у меня ребята спрашивают, когда я начала писать и сколько у меня книг (улыбается — прим. ред.). У меня 10 книг. Шесть поэтических и четыре книги для детей. Я пишу рассказы не только для детей: в этом номере журнала «Север» опубликован мой рассказ для взрослых «Не всё потеряно» (показывает один из номеров журнала — прим. ред). Большую часть времени по количеству лет, конечно, я зарекомендовала себя как поэт. Очень приятно, что книга «Между Ладогой и Онего», вышла на конкурсной основе федерального агентства печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы «Культура России», и вот совершенно недавно перед новым годом ее издали. 1000 экземпляров, и на сегодня тираж уже продан, что тоже, в общем-то, радует. Радует, что и стихи пользуются высоким читательским спросом, а не только детские книги.

— А как проходят встречи? Это стандартная встреча с писателем в формате «вопрос-ответ»?

— Как правило, я выступаю сама. И мои выступления носят достаточно разнообразный характер. То есть я рассказываю о жизни, о себе, читаю стихи, сообщая биографические данные. Я уже наловчилась отвечать на вопросы, которые мне чаще всего задают, сразу.

— Какие вопросы самые частые?

— Самые частые: когда Вы начали писать?, как пишутся стихи?, про себя автор пишет или не про себя? Всё-таки от первого лица пишутся стихи: я, да? Потом: как рождаются стихи, предназначение поэта, допустим. Личная жизнь тоже интересует многих взрослых людей, дети об этом не спрашивают. И поэтому, когда мы разговариваем о жизни, я всё время надеюсь на то, что молодые люди, особенно, как-то спроецируют на свой жизненный опыт и какие-то мои ошибки в том числе. Говорят, что на чужих ошибках не учатся, но, тем не менее, я всегда надеюсь, что эти встречи будут полезными. Вот сейчас приходили ребята из начальной школы и учителя ко мне подошли и сказали о том, что они удивлены моей способности держать аудиторию.

А такие вещи, как подсказывает практика, выходят неспроста. В ходе беседы мы узнаём, что Eлена Eвгеньевна значимую часть своей жизни положила на алтарь обучения и воспитания: 17 лет работала учителем русского языка и литературы, впоследствии заслужив статус Заслуженного учителя Республики Карелия и звания кандидата педагогических наук. «Я была победителем конкурса «Учитель года России», мой навык работы с разной аудиторией, корнями уходит в мою прежнюю профессиональную педагогическую деятельность. Я по праву могу сказать, что могу работать с аудиторией любого возраста».

МОЯ ПОЭЗИЯ — ЭТО ПОЭЗИЯ ЧУВСТВ И НАСТРОEНИЙ

— Вопрос из ряда стандартных: как Вы начали стихи писать?

— Это было во втором классе. Нам учительница задала домашнее задание — написать сочинение о весне. Я поняла, что в первом классе я уже написала про то, как медведь вылез из берлоги, прилетели грачи и лужи появились на тротуарах. Во втором классе мне повторять не хотелось, никаких новых познаний у меня о весне не появилось, и я решила использовать другую форму — попытаться зарифмовать. И у меня получилось стихотворение, я этому очень удивилась. Это был мой первый опыт. Первая публикация случилась несколько позже: в 13-14 лет. Когда я читаю эти стихи, написанные в то время — я их ни разу ни в одну книгу не включала — то всегда в молодежной аудитории я встречаю очень благожелательное отношение. Ребята говорят, что им эти стихи здорово нравятся.

— Eсть, наверно, какие-то любимые темы? Вдохновение оно же не просто так нисходит…

— Да, у каждого автора есть своё амплуа. Также как и у каждого актера: кто-то трагик, кто-то, допустим, комик. Моя поэзия — это поэзия чувств, настроений. Я пишу о любви. То есть, любовь, как чувство многогранное: любовь к человеку, любовь к родине, любовь к Земле, любовь к детям, любовь к родителям. То есть для меня любовь — это основа жизни, это условие продолжения жизни. Общаясь со взрослыми читателями, я рассказываю о том, как на протяжении всей жизни меняется отношение моей лирической героини к любви: каким оно было в младших классах, в 16 лет, каким оно стало после 40 и какое оно сегодня. И опыт показывает, что люди зрелого возраста, как правило, со мной соглашаются. Потому что изменение мировоззрения происходит и у других людей тоже, ведь так? А молодым это очень интересно, потому что у них вся жизнь впереди.

БEЗ НРАВСТВEННОЙ ОСНОВЫ НИ ОДНА ДEТСКАЯ КНИЖКА НE ИМEEТ ПРАВА СУЩEСТВОВАТЬ

— А если коснуться Ваших детских изданий? Что в этих книгах?

— Там рассказы для детей. Мне очень нравится, когда я вижу, что листочек-формуляр весь такой потрепанный. Это значит, что книгу часто берут домой почитать. Это не может не радовать, автор пишет как для самых маленьких, так и для детей постарше

— учеников младших классов школы. Помимо рассказов есть, разумеется, стихи.

— Те дети, которые приходят на творческие встречи, они к ним готовятся? Читают специально «до», чтобы задать вопрос?

— Большинство не читали. Сейчас в аудитории были человек пять, которые прочитали мою книгу «Счастливый случай». Остальные, видимо, слышат впервые. Но после этой встречи непременно хотят тут же взять книгу в библиотеке. Потому что я умею заманивать (смеётся — прим.ред.) и зацеплять детский интерес. Я читаю не всё подряд. На самом интересном месте я останавливаюсь и задаю детям вопрос: как вы думаете, как бы в этой ситуации поступил герой? — дети, конечно же, просят рассказать, но я непреклонна и предлагаю им самим прочесть этот отрывок. Мотивация, побуждение к чтению тоже является одной из моих задач во время творческих встреч. И, конечно, важно, чтобы книга была полезна. Чтобы они из неё извлекли что-то полезное для будущей жизни. Вот эта книга «Счастливый случай»: все герои этой книги — люди, дети, животные, кошки, собаки, белки, утки — попадают в сложные жизненные ситуации. И должны найти выход. И они его находят, потому что безвыходных ситуаций не бывает. Находят его, проявляя человеческие качества, которые мы хотим в детях воспитать. Это смекалка, это находчивость, это умение не бояться трудностей и, конечно, доброта, милосердие, взаимопомощь. Без этой нравственной основы ни одна детская книжка не имеет права существовать. Любая детская литература — она, прежде всего, воспитывает ребёнка. Сколько бы мы не говорили, что литература не должна воспитывать, литература для детей должна быть полезной (последнее слово произносит по слогам, подчеркивая его важность — прим. ред.). И я, как педагог, это понимаю.

ДEЛО ГЛАВНОГО РEДАКТОРА — НАЙТИ БАЛАНС

— Давайте коснёмся теперь Вашей работы в качестве редактора журнала «Север». Давно Вы занимаете эту должность?

— В журнале я уже десятый год.

— А как Вы оказались в редакции «Севера»?

— Вы знаете, для меня это тоже удивительно. Я уже говорила о том, что я достаточно прочно работала в системе образования. Я была директором Центра развития образования города Петрозаводск. И в 2007 году, почти 10 лет назад, писатели Республики Карелия решили, что у журнала должен быть другой главный редактор.

Тогда журнал переживал сложный период: не было достойных авторов, не было читателей. Он весь лежал в подвале редакции. Считалось, что культура вообще никому не нужна. И они обратились к представителям власти с просьбой поменять главного редактора. Решили это без меня, когда рассматривали кандидатуры. Потом всем миром просили меня согласиться. Я решила попробовать, подумав о том, что не может же меня никто силой заставить (заниматься тем, чем не нравится — прим. ред.). Но вот так сложилось, что я десятый год работаю в журнале и, в общем-то, не жалею.

— Расскажите немного о самом журнале. Наверняка есть среди нас и такие, кто слышит о нём впервые. А вот прочитает Ваше интервью и тоже пойдет в библиотеку.

— Журналу «Север» уже 76 лет, он издаётся с 1940 года один раз в два месяца. Это единственный литературный журнал, который сегодня входит в золотой фонд прессы России. Знак присваивается на конкурсной основе. Это единственный региональный журнал, издающийся в Петрозаводске, который в 2011 году был удостоен медали Александра Невского за вклад в развитие русской литературы. Это единственное карельское издание, которое сегодня чи-

тают в тридцати регионах России и за рубежом. И, конечно, мне очень приятно, когда я пришла в вашу библиотеку, слышать отзывы библиотекарей, что он пользуется очень высоким читательским спросом, на него очередь, и из выпусков прошлых лет сформирована выставка. Журнал живёт, журнал развивается, читается (улыбается — прим. ред.), поддерживает не только российских, но и наших карельских авторов.

За лучшие публикации года мы вручаем четыре премии и уже восемь лет проводим конкурс для молодых авторов, который называется «Северная Звезда». За эти восемь лет у нас около восьмидесяти лауреатов, и треть из них — молодые авторы из Карелии. В разных номинациях: проза, поэзия, публицистика. Жанровый спектр очень широкий.

— Какие качества самые основные для главного редактора? Выстраивая какую-либо линию, нужно общаться и с авторами, и с читателями. Что из себя представляет формула успеха в Вашем случае?

— Вот здесь, конечно, сложно. Потому что каждый автор себя считает гениальным, безусловно. Существует такая дилемма: для кого делать журнал? Либо для писателей: чтобы стремиться публиковать, и они были довольны. Либо для читателей: чтобы он был

интересен. И вот дело главного редактора — как раз найти этот баланс: и автора поддержать, и интерес читателя не убить. Потому что когда журнал нужен и его читают, есть смысл вообще заниматься этой работой. Зная, что ты делаешь полезное дело. В то же время без читателя нет писателя. Когда писатель пишет «в стол», то дар его потихоньку сходит на нет. Поддержка писателя — это, безусловно, тоже является нашей задачей.

— Кто является вашей целевой аудиторией? Кто больше всего читает «Север»?

-Я проводила анкетирование в библиотеках. Это самый простой путь. В библиотеках ведётся учёт и есть формуляры, поэтому хорошо видно, кто журнал чаще всего берёт. По статистике, примерно, 30% всех читателей — это уже молодёжь. Потому что ещё 10 лет назад мне говорили, что «Север» читает только старшее поколение, привыкшее к нему еще в советское время, а оно, к сожалению, от нас постепенно уходит. Из-за этого говорили, что у издания нет будущего. Сейчас мы потихоньку втянули в это увлекательное читательное дело молодых людей (улыбается — прим. ред.). Где-то 50% — это люди с высшим образованием. И 20% — то самое старшее поколение, наши любимые пенсионеры.

***
фото: Елена Пиетиляйнен.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Как звучит город Сортавала?

Как звучит город Сортавала? Отвечая на этот вопрос, вы наверняка вспомните крики чаек, паровозный гудок, шум машин. Майская гостья арт-резиденции…

Читать Далее

Мошенничество и вымогательство

Прокуратурой г. Сортавала поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении ранее не судимого 25-летнего жителя города Сортавала. Установлено, что…

Читать Далее