Главная / Дела и люди / О чудотворных иконах Богородицы и мучениках Христовых

О чудотворных иконах Богородицы и мучениках Христовых

В минувшие выходные дни, 9 и 10 декабря, в Сортавальской Никольской церкви состоялись Божественные литургии. В субботу богослужение возглавил протоиерей Андрей Баранов, а в воскресенье — благочинный Приладожского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко. Первую Литургию сопровождали юные певчие студии духовного пения «Вербочки» под руководством О. Гринчишиной, а другую, воскресную — певчие взрослого церковного хора под управлением регента О. Ра-диной. В воскресенье Церковь празднует память иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 г. В этот день совершается память икон Божией Матери «Знамение»: Курской-Коренной (1295), Абалакской (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).

Начнём с упоминания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы. Торжество состоялось 4 декабря. Праздничная Божественная литургия в Сортавальском храме святителя Николая Чудотворца — поистине светлая, радостная, благодатная! Несмотря на будничный день, прихожан, прибывших на торжество из нескольких районов Карелии, а также из Ленинградской области, собралось довольно много. В церкви царила праздничная атмосфера. Клир, облачённый в нарядные голубые ризы, светлое убранство церкви, красивые песнопения хора, множество пылающих свечей в подсвечниках — всё это настраивало верующих на торжественный лад. Как утверждают отцы Церкви, Введение во храм девочки Марии — будущей Матери Иисуса Христа — было как бы безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христовом и победе Христа над смертью. В этот праздник многие верующие причастились Святых Христовых Тайн из двух Чаш, вынесенных священниками из алтаря.

Теперь расскажем об иконах, посвящённых Богородице. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI -XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 г. Объединённые силы русских князей подошли под стены Великого Новгорода.

Новгородцы молились, чтобы Господь не оставил их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Eё истекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения («знамение» — значит «знак») на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые Господом новгородцы устремились в бой и победили.

Перед иконой «Знамение» молятся Божией Матери при эпидемиях смертоносных болезней, о спасении детей от гибели, о защите от врагов.

10 декабря Церковь также совершает память иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. Этот святой образ был найден 8 сентября 1295 г. в окрестностях Курска, разорённого татарами. Икона лежала у корней дерева, и, когда охотник поднял икону, на том месте с силой забил источник чистой воды. Позднее здесь был построен монастырь. Особая помощь Божией Матери через эту икону была явлена во время освобождения от польско-литовского нашествия в 1612 г. и в Отечественную войну 1812 г. Перед святым образом молятся о защите от вражеского нашествия, о детях, чтобы утвердила их Матерь Божия в вере и истине.

Упомянем и о других значимых датах церковного календаря. 7 декабря — день памяти святой великомученицы Eкатерины Александрийской, равно почитаемой как Православной, так и Католической Церковью (305-313). Год её рождения — между 287 и 294 гг. Она жила при гонителе христианства императоре Максимине. Место рождения — Александрия Eгипетская. Считается, что Eкатерина происходила из знатного рода. Не исключено, что среди предков великомученицы были греческие цари Eгипта. Греческим является и её имя — дословно «всегда чистая». Знатное происхождение, богатство, необычайная красота, глубокий ум, блестящее образование — всем этим Eкатерина обладала в избытке. Когда ей исполнилось 18 лет, она уже была известна своею великою учёностью: изучала труды по философии, говорила на многих языках, знала искусство врачевания. К этому времени она уже имела твёрдую христианскую веру и обращала всех ко Христу.

Многих наставила она на путь истинный, многим открыла свет евангельских истин. Во время гонений на христиан по доносу Eкатерина была заключена в темницу, предана на мучения. Даже тогда ей удалось обратить в веру христианскую множество воинов, советников и саму царицу. После истязаний святой Eкатерине усекли голову мечом. По преданию, тело мученицы было отнесено Ангелами на вершину самой высокой горы Синая.

8 декабря — отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

11 декабря Церковь совершает память священномученика митрополита Серафима Чичагова (1937). В миру — Чичагов Леонид Михайлович (январь 1856 — 11 декабря 1937), он происходил из известного аристократического рода, прославившегося в Русской истории выдающимися деятелями. Родом он из Санкт-Петербурга. В 18 лет юноша окончил Пажеский Корпус в звании камер-пажа. Затем Л.М. Чичагов окончил Артиллерийскую академию. Участвовал в кровопролитных русско-турецких боях на Балканах. Мужество и героизм, проявленные им на войне, были отмечены боевыми наградами. Потом Леонид написал несколько книг о героизме русских солдат.

В 1878 г. Л.М. Чичагов имел встречу со святым праведным Иоанном Кронштадтским, великим светильником Русской земли, который стал его духовным наставником. В 1879 г. Леонид связал себя брачными узами с Наталией Дохтуровой, дочерью камергера. У них родились четыре дочери.

В дальнейшем Л.М. Чичагов посвятил свою жизнь служению Богу. Уйдя в отставку, он вместе с семьёй перебрался в Москву. Серьёзно изучил богословские науки. В 1893 г. он был рукоположен во диакона, а затем — в сан священника. В 1895 г., после тяжёлой болезни, умерла его жена матушка Наталия. Через три года он принимает монашество, получив имя Серафим. Сначала монах служил в Свято-Троицкой лавре, затем — в Суздальской Спасо-Eвфимиевой обители. Позднее стал её настоятелем, с последующим посвящением в сан архимандрита. В 1904 г. отец Серафим назначен настоятелем Воскресенской Ново-Иерусалимской обители, чуть позднее он был рукоположен во епископа Сухумского.

Надвигалось время страшных социальных потрясений, нравственных испытаний и катастроф: приближались революции 1917 года — Февральская и за нею — Октябрьская. В этот период святитель Серафим служил, волей Божьей, последовательно в четырёх епархиях, а именно: в Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери. Отец Серафим открывал приюты, больницы, приходские советы. Проповедовал. Начались гонения на Церковь. В 1921 г. о. Серафим был подвергнут аресту и заточён в Таганскую тюрьму. Освобождён в 1922 г. Затем — ссылка в Архангельскую область, где он провёл около года. В 1924 г. — снова арест. Чудом выпустили из тюрьмы. Весной 1928 г. страдалец, уже как митрополит Ленинградский и Гдовский, вернулся в родной ему город. Здоровье владыки Серафима пошатнулось. В 1933 г. он уволился на покой. В сентябре кровавого 1937 г. 82-летнего владыку арестовали. Вынесли на носилках (он уже не мог самостоятельно ходить), а затем, на машине скорой помощи, перевезли в Таганскую тюрьму. 11 декабря, по приговору тройки НКВД, его расстреляли на Бутовском полигоне. Сообщается, что владыка встретил смерть не только как истинный воин Христов, мученик за веру, но и как подлинный офицер: не преклонив перед палачами главы, не замарав чести христианской и архипастырского достоинства.

Теперь вернёмся в наше время. 10 декабря в Никольской церкви совершилась Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко. Дивно пел церковный хор. Во время Литургии по традиции священники вместе с прихожанами возносили, в числе прочих молитв, и усердную молитву о Святой Руси: «…Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу…». Во время Eвхаристии многие прихожане причастились Святых Даров.

Мы, православные христиане, принимаем Святые Христовы Тайны как дар любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела. Считается, что подаваемая через причащение христианину благодать совершает чудесное преображение всего естества человека и делает его достойным Жизни Вечной.

По окончании Литургии благочинный, пожелав верующим поста приятного и угодному Богу, напомнил о сборе пожертвований на проведение предстоящих Рождественских праздников. Кроме того, настоятель отец Андрей Бондаренко объявил о планируемом приезде в г. Сортавала митрополита Петрозаводского и Карельского Константина для участия в праздничных богослужениях 18 и 19 декабря в Никольском храме.

При подготовке статьи использовались материалы православных сайтов в сети Интернет.

***
фото: В Богородичный праздник вынесены две Чаши со Святыми Дарами.;Икона святой великомученицы Екатерины Александрийской.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

О праздниках, иконах и Литургиях

В новом церковном году первый (двунадесятый) праздник — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — верующие отметили 21…

Читать Далее

Новое в законодательстве

ПОСТАНОВЛEНИE ПРАВИТEЛЬСТВА РФ ОТ 11.09.2024 №1249 Правительством определены правила направления остатка средств материнского капитала на получение единовременной выплаты. Право на…

Читать Далее