Земля для туризма
В последнее время все больше внимания уделяется развитию туризма в России. Одним из ключевых проектов в этой области стал проект…
Тот, кто имеет детей школьного возраста, знает, какие проблемы с обучением встречаются на пути детей и родителей. Отправив малыша в первый класс, на ближайшие девять (11) лет семья получает массу проблем (форма, учебники, репетиторы, экзамены обязательные и добавленные по инициативе школ, навязанные элективные курсы, старые стулья (портящие одежду), ремонт классов…). Станет ли школа лучше? Об этом 6 июля в Москве говорила министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
Она анонсировала масштабную реформу школьного образования в России — передачу школ от муниципальных властей региональным. Выступая на заседании комитета Государственной Думы по образованию и науке, министр отметила, что «когда принималась реформа, это был один исторический период, теперь настал период, когда должны появиться «государственные школы», то есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления (сейчас школы находятся «вне государственной опеки и заботы»).
В 2004 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В связи с этим, учредителями абсолютного большинства школ РФ стали являться муниципальные власти, и ответственность за качество оказываемых образовательных услуг тоже лежит на муниципалитетах. Как правило, районные бюджеты очень слабые, единственное счастливое исключение составляют Москва и Санкт-Петербург, где муниципалитет и регион в одном лице. Поэтому там все школы называются государственными, а все остальные — муниципальными. По словам министра, нынешняя система, когда школы подчиняются муниципальным властям, неэффективна и требует перемен — в частности, для укрепления вертикали управления с Минобрнауки во главе. Васильева отметила, что муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. И мы это знаем по собственному опыту. Все обращения родителей и учителей в Министерство образования РК, к примеру, отсылаются на муниципальный уровень, и часто не приводят к достижению результата. «Поскольку муниципальная власть не имеет достаточных средств, качество образования, независимо от количества учебников, не будет соответствовать требованиям и тренду о единстве образовательного пространства на всей территории РФ. Сегодня в нашей стране 44 тысячи общеобразовательных учреждений и все очень разные по своим ресурсным возможностям. К примеру: в одной из областей РФ — двадцать два района, соответственно, на муниципалитет требуется отдельный управленец, компетентность которого во многом зависит от его личностных качеств, от образования и понимания ситуации. Поэтому, гораздо проще найти высокопрофессионального менеджера-управляющего на один уровень, чем закрепить отдельного управленца за каждым районом. Соответственно, если будет убрано ещё одно звено управления, произойдет значительная экономия средств в системе образования. Кроме этого, ослабнет и бюрократическое давление на педагогов со стороны проверяющих специалистов. Дело в том, что как только назначается какой-нибудь муниципальный чиновник на определённую должность, он должен проявлять определённую форму деятельности, которая заключается в бесконечных проверках с требованием предоставить отчеты и аналитические планы», — считает директор московского центра образования «Царицыно», народный учитель России Eфим Рачевский. С этим сложно не согласиться.
По мнению Eфима Рачевского, новая реформа начнется с пилотного проекта: 16 регионов уже изъявили желание участвовать в нём, а в Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге он уже стартовал. Для распространения реформы по всей стране понадобятся законодательные изменения. «С передачей школ от муниципалитетов к регионам автоматически ликвидируется промежуточное звено в управлении системы образования. Как правило, муниципальный уровень управления образования самый слабый, в том числе и по своей компетентности. Следовательно, передача полномочий регионам приведёт к укреплению материально-финансовой базы и увеличит ресурсные возможности школы. Плюс ко всему, произойдет ликвидация еще одного звена в управлении образовательными учреждениями, и таким образом, реализуются в полном объеме требования 83 Федерального закона. Как заявила министр образования и науки РФ, полномочия по управлению школами планируется передать от муниципалитетов к регионам менее чем за три года. «У нас нет 5-10 лет. Я думаю, это будет даже быстрее, чем за три года, потому что это необходимость времени», — сообщила глава Минобрнауки. По мнению Васильевой, данная модель управления является наиболее эффективной и не требует затрат.
Рачевский считает, что административная реформа в сфере общеобразовательной системы — вещь правильная, которая давно уже назрела. Нереально в нынешних условиях обеспечить хорошее качество образования без должной ресурсной поддержки. Поэтому, если задуманную идею удастся воплотить, это неизбежно вызовет качественные изменения во всей системе образования России, а также положительно отразится и на муниципальном уровне.
Думается, решатся тогда, пусть не все, но хотя бы некоторые вопросы из числа тех, что активно задавали жители Лахденпохья на встрече с А.О. Парфенчиковым (сбор средств на ремонт, учебники, вопросы подвоза детей и другие).
***
фото:
В последнее время все больше внимания уделяется развитию туризма в России. Одним из ключевых проектов в этой области стал проект…
Наверное, нет ни одной страны, где бы ни отмечался День матери. В России это событие довольно популярно. Особое значение ему…
Сказать мамам приятные слова. Да ещё и со сцены? Такую возможность предоставляет «Центр досуга» Сортавальского городского поселения. Праздничную традицию концертов…