Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Взяться за эту статью меня подвигло необычное сообщение, промелькнувшее сначала в паблике «Подслушано в Сортавала» и затем мгновенно разлетевшееся по просторам Интернета. Собственно, речь идёт о группе молодых людей, устроивших костюмированную фотосессию к Хэллоуину на финском кладбище в нашем городке. К слову, об этом сообщалось и в новостной подборке, опубликованной в прошлом номере газеты «Вести Приладожья».
ДУХОВНОE ОДИЧАНИE
Фотографии, размещённые в инстаграме пользователем «yanaperovskaya», на мой взгляд, демонстрируют шабаш «вампиров». Шестеро подвыпивших девушек (одна из них проговорилась в инстаграме об употреблении карельского бальзама) в костюмах нечисти манерно позируют среди могильных постаментов.
Автор поста на сайте «Послушано в Сортавала» даёт однозначный комментарий: «У этой молодёжи не всё в порядке с головой». Образно говоря, духовный вандализм, совершённый группой позирующих молодых людей, разделил карельских жителей на два лагеря. Одни возмущались безнравственностью молодёжи, отмечая, что подобное поведение неуместно, что это явное проявление неуважения к усопшим. Другие, наоборот, оставили восторженные комментарии: защищали девушек, высказываясь, что, мол, они ничего не повредили, злого умысла у них не было. По большому счёту, большинство снисходительно отнеслось к происшедшему в финском некрополе. Стоит сказать, что пока правоохранительные органы не готовы дать оценку действиям участников фотосессии; должно быть, проводится проверка.
Заглянув на сайт, я выяснила любопытные подробности: в посте дал свои комментарии некий владелец некоего бара, который будто бы пригласил петербургских артисток «Дикое диско» на эту фотосессию. Признаётся, что рад такому пиару!! А ещё всем, кто станет возмущаться этой дикой выходкой девушек, он недвусмысленно пригрозил судом — дескать, у него хороший юрист. Получается, что некоторые жители Санкт-Петербурга, таким образом, несут свою «культуру» в нашу провинцию.
Всего неделю спустя в Интернете, судя по всему, интерес к этим шокирующим фотографиям угас. Понятно, что на фоне катаклизмов, происходящих сегодня во всём мире, и в нашей стране тоже, эта крохотная новость забылась. А что же мы, общественность, молчим? По моему твёрдому убеждению, случившееся на финском кладбище — это, можно смело утверждать, пощечина всему нашему сообществу. Происшедшее является весомым поводом для всестороннего обсуждения нравственной проблемы, давно назревшей в нашем сообществе. В данном случае речь идёт о духовном одичании людей.
Я начну несколько издалека.
ХЭЛЛОУИН- ПРАЗДНИК ЗЛА
По утверждению служителей христианской Церкви, Хэллоуин остаётся событием, прославляющим тёмную, мрачную, страшную сторону жизни.
Этот новомодный праздник уходит корнями в кельтское язычество. В нашу страну данное явление пришло из Америки. Не секрет, что мы часто любим чужое и не чтим своего. Eщё святые отцы и классики русской литературы: Гоголь, Достоевский, Чехов, Толстой — с тревогой говорили о безудержном копировании западной культуры, которая, кстати, по оценке экспертов, на протяжении последних двух десятков лет находится в сильном упадке и нравственно разлагается.
Хэллоуин отмечается 31 октября. Католическая Церковь, в противовес этому бесовскому празднику, празднует День Всех Святых именно 1 ноября.
В наш век коммерциализации Хэллоуин стал красочным карнавалом из рогов, ведьмовских шапочек, костюмов популярных киногероев. Он фактически вернулся к язычеству. Дети и взрослые переодеваются в «злых» персонажей: ведьм, вампиров, привидений и демонов. Хэллоуин — вовсе не «безобидная чепуха», как думает большинство наших граждан. По имеющимся сведениям, в более древние времена существовал такой обычай: люди одевались в костюмы, которые ассоциировались со злом, а в конце вечера костюмы сжигали. Идея была наивна, но ясна: в конце добро побеждает зло.
Но, увы, ничего подобного нет в современном Хэллоуине. Сейчас зло не встречает сопротивления и просто растворяется во тьме — до поры до времени. Поэтому в молодёжной среде повсеместно нарастает агрессия, распространяются наркомания и алкоголизм, также возникают и другие негативные явления (этой теме следует посвятить отдельную статью).
Итак, Хэллоуин, как чужеродный элемент, упорно внедряемый Западом в российскую среду, несёт в себе только бесовское гульбище! Это не та идея. Наше общество должно вдохновлять молодое поколение на добрые дела.
ПОПРАН ПРАХ УСОПШИХ ХРИСТИАН. ЧТО ДАЛЬШE?
Но вернёмся к девушкам, которые устроили фотосессию на финском кладбище. Что двигало ими? Думается, эгоистическое желание выделиться, обратить на себя внимание окружающих. Это с одной стороны, а с другой — нравственная неразборчивость.
Вот и задумаемся, наконец, о моральной стороне вопроса. В чём видят смысл своей жизни такие искатели приключений? Признаюсь, мне бесконечно жаль этих самовлюблённых «горячих ведьмочек», упивающихся своей проделкой. Шабаш, устроенный ими, превосходит все нравственные пределы: попран прах усопших людей, в основном лютеран и православных. Этим молодым существам невдомёк, что они натворили! Увы, дурной пример всегда заразителен…
Да, не встанут — до Второго Пришествия Христа — из гробов те, кто был похоронен здесь в XIX-XX веках. Да, не поступит президенту России от возмущенных граждан Финляндии нота протеста: нынче на дворе правит бал «её величество» толерантность. Всё-таки не совсем «уснула» совесть у этих девушек, согрешивших своей дикой выходкой?!! Почему бы пользователю инстаграма «yanaperovskaya» и подружкам её не разместить в посте извинения потомкам усопших людей? Пусть их не печалит, прочтут ли эти самые потомки: важен сам факт покаянного чувства. Хотя, по большому счёту, если эта безобразная акция действительно совершена питерскими артистками «Дикое диско», то моё предложение останется втуне. А жаль…
Начиная с лихих девяностых годов, в нашей стране произошёл слом советского строя, с его некоторой, пусть иногда просто декларируемой, ориентацией на нравственные ценности. Напомним, что так называемый Кодекс строителя коммунизма и комсомола был «слизан» с евангельских заповедей, только вместо Бога, Создателя Вселенной, коммунисты поставили своего «божка» Ленина. Затем перестройка, период становления и стабилизации нашего государства. Теперь наступает снова «раскачка» государственных устоев дестабилизирующими силами — как внешними, так и внутренними. В ход идут, в числе прочих, средства коммуникации: телевидение, печать и, конечно, Интернет. В социальных сетях в полной силе действуют обкатанные в других странах технологии развала и порабощения могучей России — путём тоталитарного размывания социально-нравственных основ, развращения населения и, прежде всего, молодёжи.
К счастью, мы живём в мирное время (речь не идёт о локальных войнах на планете). Этим следует дорожить и не раздувать пожар вражды в обществе из-за пандемии коронавируса, вакцинации, ограничений в социуме, прочих проблем. Наоборот, всем нам нужно сплотиться и объединить свои усилия по сохранению хрупкого мира. Нужно запастись долготерпением, верой и надеждой на лучший исход, нужно проявлять любовь и творить дела милосердия.
Как православный человек, я считаю, что наше главное мерило в бурном житейском море — это Христос и Eго святые заповеди.
КЛАДБИЩE — МEСТО МОЛИТВЫ
Известно, что ещё в 1920 году в город Сортавала было перемещено Управление Православной церкви Финляндии, а в 1931 году был построен комплекс зданий Управления по проекту архитектора Ю. Вийсте. В скобках замечу, что наш город, окончательно вошедший в 1944 году в состав СССР, является и поныне центром православной жизни всего Северного Приладожья. Финское кладбище — это, что называется, важная составляющая исторического прошлого Сортавала.
В минувший вторник, 16 ноября, я побывала на месте события, где прошла фотосессия «вампиров». Кладбищенская ограда, сложенная из камня, монументальна, за ней — просторная территория некрополя. Около 400 захоронений, в том числе около десятка семейных. Тихо, благодатно тут. Несколько туристов с рюкзаками с любопытством осматривали старинное кладбище. На дереве висит табличка, извещающая о запрете выгула собак; нарушителей местного постановления ждёт денежный штраф.
Я встретила двух почтенных женщин, Раису и Татьяну, им обеим уже за восемьдесят. Они живут в доме, что через дорогу, и каждый день здесь гуляют. Милые дамы охотно рассказали о том, что в далёком прошлом финское кладбище являло собой образцовое место упокоения усопших жителей Сердоболя. Но в годы перестройки оно подверглось сущему разорению: могильные плиты вывозились грузовиками для перелицовки, железные кресты и оградки, цепи и другие элементы декора срезались на металлолом.
Прогуливаясь со мной, мои неутомимые спутницы периодически поднимали с земли пустые бутылки, бумажки (впрочем, в этот день мусора было не очень много), потом собранное унесли в ящик, предназначенный для сухого мусора. «Это нормально — наводить чистоту», — признались они. Помимо их, волонтёров, за порядком на кладбище, конечно, следят специальные уборщики. Трава подстрижена, дорожки убраны, старые ветки сложены в кучу, их вскоре вывезут. Вообще, финны помогают: подарили городу два триммера. Финскими специалистами уже официально разработан план реконструкции этого кладбища.
В южной части его находятся захоронения лютеран, а в северной — могилы православных. Eщё до начала пандемии коронавируса в Сортавала еженедельно приезжали автобусы с иностранцами. Гости города, в основном финские граждане, приходили сюда, чтобы отдать память своим усопшим предкам.
Наша группа неспешно прошла к фамильному захоронению православного священника Сергея Окулова (1853-1940). По имеющимся сведениям, он был священнослужителем Петропавловской (ныне Никольской) церкви, также преподавателем Сортавальской учительской семинарии. Пастырь внёс весомый вклад в дело духовного просвещения населения Сердоболя (Сортавала). Рядом с могилой священника похоронены его жена Мария и четверо малолетних детей. Здесь был восстановлен православный крест, пока единственный на кладбище.
Православная Церковь говорит, что смерть -это рождение в Вечность, а значит, духовная связь с усопшими не прерывается, и молитвы за их души приносят им великое утешение.
Вот и мы, сёстры во Христе, усердно помолились за упокой души священника Сергея Окулова и его родных.
Безусловно, о финском кладбище много чего интересного можно рассказать. В заключение вернёмся к нашей основной теме. Могила — место воскресения мёртвых в Судный День. И, конечно, все мы, кто бывает на кладбище, финском ли, русском ли, должны с большим почтением относиться к месту упокоения усопших. Должны молиться за их души, не допускать глумления над прахом умерших. Чтобы потом, когда и мы уйдём в жизнь вечную, не повторилась история, подобная этой — с фотосессией «вампиров» над могилами усопших.
P.S. При подготовке материала использовались православные сайты сети Интернет
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…