Главная / События и факты / Детство, опалённое войной

Детство, опалённое войной

«Эти годы, что были когда-то,

Горечь детства забыть не дает…»

За долгие четыре года Великой Отечественной войны дети сполна хлебнули горя. Выстрелы, бомбёжки, голод, холод, непосильный труд и постоянные разговоры взрослых о судьбе близких на фронтах. Никакое время не сможет вылечить раны войны. Раны в душах и сердцах детей -самое страшное, что может быть в жизни.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся много малоизвестных страниц, одна из них — судьба детских садов, не прекращавших своей работы.

Причин сохранению этих учреждений в военное время было несколько. Первый (основной) фактор — трудовые руки. Женщины и школьники заменяли на рабочих местах ушедших на фронт мужей, отцов, взрослых братьев. Индивидуальное воспитание младших детей порой оказывалось невозможным. Второй (не менее важный) фактор — эвакуированные в тыл дети-сироты. Именно последние дали основу садам-интернатам, в которых дети находились днём и ночью. Чтобы накормить детей в полуголодное время, сберечь их от холода, дать хоть капельку уюта, занять с пользой для ума и души, нужно было сохранять детсады. Для работы в этих учреждениях необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение. О каком бы детском саде страны ни шла речь, не будет преувеличением сказать, что везде трудились самоотверженные воспитатели и нянечки. Они не могли полностью заменить мальчишкам и девчонкам мам и бабушек, но старались, как могли. Рано повзрослели и маленькие детишки, быстро разучившиеся шалить и капризничать.

Глядя на повзрослевших внуков, дети войны вспоминают о своем опаленном войной детстве.

«В детский сад я попал году, наверное, в сорок третьем. Мама работала в больнице. В детский сад была очередь. Брали только тех детей, чьи матери были заняты на работе целый день. Помню, большие группы — детей много. Кормили хорошо. Правда, в основном овощами. Старшие дети с весны и до осени помогали взрослым на огороде. Был такой специальный у детского сада. Выращивали картошку, лук, ещё какие-то овощи. Было мясо, молоко — детский сад держал скотину», — вспоминает Г.А. Ушаков.

«В каком возрасте я попала в детский сад, не помню. Помню, что во время бомбёжки всех детей спускали в подземелье, оно было достаточно тесное. Самых маленьких усаживали ближе к выходу.

Запомнились праздники: их непременно организовывали на 7 ноября и Новый год. Подарки тоже были. Как правило, мочёное яблоко и даже несколько конфеток. Иногда добавляли что-то из выпечки», — рассказывала Р.М. Карпина.

«Когда началась война, на некоторое время детский сад закрыли, но вскоре работу возобновили — стране требовались рабочие руки, а за детьми был необходим присмотр. Во время бомбёжек частенько не успевали отвести всех детей в убежище, поэтому просто выводили в коридоры здания, усаживали на пол. Все действия сотрудников были чётко расписаны. Никто не имел права отступить от них. Это грозило паникой и неразберихой. Все действовали чётко и слаженно, поэтому не было растерянности…

Коллектив детского сада (полностью женский) сам заготовлял дрова: и пилили, и кололи, и даже вывозили из леса сами на лошади. Старшие ребятишки охотно помогали взрослым: возили на саночках к печкам дрова, просто в руках носили. Сами обрабатывали земельный участок: выращивали овощи. По весне возили навоз, пахали и сеяли семена, которые брали в колхозе. Иногда помогали родители воспитанников. Бывали случаи, когда сотрудники детского сада и родители детей приходили к 6.00 утра помогать, а к 9.00 уже шли на свою работу. Сотрудников не хватало катастрофически, поэтому частенько один человек выполнял сразу несколько функций: и нянечки, и воспитателя, и музыкального руководителя, и истопника. В свободное время шили игрушки: кукол, мишек и т.д. Для мальчишек делали из дерева машинки, выпиливали лошадок, кубики. Всё умели! Очень берегли игрушки довоенной поры. Дети к ним относились крайне бережно — не ломали. На участках тоже всё делали сами в свободное от работы время. В возглавляемом мной детском саду был построен домик, песочницы, качели. Зимой добавлялись постройки из снега: центральное место занимала горка. Очень дети любили военные постройки — крепости, самолёты, танки.

Не забывали мы и о праздниках: проводили их под гармонь или баян. В эти дни главным угощением была выпечка. Для праздников берегли муку. Сами делали конфеты: варили ириски и конфеты типа «Коровки». На новый год сами собирали незатейливые подарки: те же конфеты, мочёные яблоки, сами пекли пряники. Писали письма солдатам на фронт, рисовали картинки. Карандашей было мало, рисовали углем. Когда наступила долгожданная победа, родители бесконечно благодарили работников детского сада. По сути, многим детям детские сады спасли жизнь, уберегли от смерти, и не только от голода», — по воспоминаниям К.О Шишовой, заведующей первым детским садом г. Пудожа.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Какую информацию о недвижимости

можно получить бесплатно с помощью сервисов Росреестра? Для того чтобы получить справочную информацию об объекте недвижимости, необязательно обращаться в офис…

Читать Далее

Выставка Антона Сержанова: «От сюрреализма до котизма»

Новый творческий сезон в выставочном календаре Социально-культурного молодёжного центра открывает вернисаж художественных работ Антона Сержанова. 6 сентября в 16:00 организаторы…

Читать Далее