Главная / События и факты / Карелы были рады мужику с бородой

Карелы были рады мужику с бородой

Карелы отмечали праздники согласно православному календарю. Самым удивительным было то, что христианские празднования сочетались у них с дохристианскими обычаями. Вот и празднование Нового года совпадало у них с Рождеством (Rostuo) и называлось Сюндю («syndy»), в наименовании чего подразумевался и Спаситель (Христос) и некое мифическое существо, спускающееся в канун праздника с небес на землю, а по другим представлениям появляющееся из воды.

Любые праздники, как и Рождество, являлись связующими между деревнями и общинами, иногда находившимися за сотни метров друг от друга, помогали укреплять семейные и общинные связи. Отмечались они широко и вольготно: устраивались гуляния, кулачные бои, ярмарки, а в Рождество посещали церковные службы, ходили по дворам славить Христа, гадали на будущее.

Новогодние праздники тянулись с Рождества Христова до Крещения и были, своего рода, магией, так как по этому периоду судили о том, каким будет предстоящий год. А ещё они были символикой, на которую накладывались определённые правила и запреты. Так, в это время нельзя было что-либо выносить из дома, так как это предвещало убытки семье. Нельзя было женщине первой входить в дом, так как её визит не предвещал хозяевам дома ничего хорошего, только несчастья. А вот, если в дом первым войдёт мужчина, да тем более с бородой, то это сулило только достаток.

В наше время мы не представляем новогодние праздники без праздничного стола и обилия кушаний. Вот и карелы так считали. По их мнению, в праздники столы должны были ломиться от еды, это предвещало, что весь год будет сытным. Обязательным блюдом были очень вкусные «пряженые» пироги, которые в некоторых деревнях Карелии хозяйки пекут и до сих пор, начинённые сахарным песком или толокном, а в некоторых случаях и солью. Молодёжь их использовала для гаданий. Важным блюдом на праздничном столе считалась ячневая каша. Карелы ей придавали символический, ритуальный характер: в полночь её жертвовали Морозу.

А ещё карелы почитали за главное рождественское угощение блины и сканцы. Причём блины не обычные, а овсяные. Рождественскими блинами угощали детей, которые после службы ходили славить Христа и пели колядки. Сканцы, начинённые пшеном или творогом, клали под образа, где они лежали до весны (начала сева), а потом скармливались скотине.

До революции Рождество имело большее значение, чем Новый год, прежде всего благодаря церковной атрибутике: праздничной литургии, колокольному звону, хождению по деревням христославов. Это придавало празднику наибольшую торжественность. У карел наряду со славлевнием Христа был распространён и ещё один древний обычай — коляда. Коляда придавала празднику своеобразную магию. Она была разнообразной, но всегда заключалась в едином: щедрым хозяевам желали получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми, благодарили за щедрые подарки и угощение, скупых всячески порицали.

Рождество сменялось святочными обрядами, главным участником которых выступали ряженые. В этом обряде принимали участие все, вне зависимости от возраста. Широко распространено было наряжаться в животных и птиц или в людей, принадлежащих к каким-либо социальным группам: нищего, цыгана, лесоруба, покойника. Любили переодеваться в одежду, принадлежащую другому полу — мужчины, например, охотно переодевались в женщин. Eсли ходили по избам, то для маскарада надевали шубу, вывернутую наизнанку, рубахи с вышивками, льняное полотно и т.п. с целью устроить какое-либо представление: «хождение вожака с медведем», «свадьба», например. Eдинственным условием было ни в коем случае не показывать никому своего лица, чтобы не быть узнанным. Поэтому на голову накидывали ткань, разукрашивались сажей.

В период святок было принято гадать. Девушки ходили слушать «духа святок» у проруби, под окнами домов, у хлевов, на полях, у риг или амбаров, на перекрёстке дорог. В Олонецкой губернии в Рождественские дни пекли специальное печенье в виде «уточек» и «оленей», а затем прятали их под воротами, считалось, что таким образом народ обеспечит себе богатый приплод скота и приучит скот приходить к ним летом во двор. Рождественские овсяные блины тоже были предметом для гаданий. Девушки в них проделывали дырки для глаз и пытались разглядеть сквозь него будущее. Ну, а ещё для гаданий использовали кольца, уголь от лучины, зеркало, решето, стакан с водой и т. д.

Заканчивались обходы домов ряжеными и народные гадания в Крещение купанием в иордани. Считалось, что купание в проруби помогает очиститься от грехов за весь святочный период. Купались по «завету», т. е. обету.

В целом рождественский период у древних карел ничем не отличался от Рождества всей Руси.

По материалам сайта http://karelinform.ru/news/

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Шагаем в новый год

Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…

Читать Далее

Мошенничество

Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…

Читать Далее