Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Карелы отмечали праздники согласно православному календарю. Самым удивительным было то, что христианские празднования сочетались у них с дохристианскими обычаями. Вот и празднование Нового года совпадало у них с Рождеством (Rostuo) и называлось Сюндю («syndy»), в наименовании чего подразумевался и Спаситель (Христос) и некое мифическое существо, спускающееся в канун праздника с небес на землю, а по другим представлениям появляющееся из воды.
Любые праздники, как и Рождество, являлись связующими между деревнями и общинами, иногда находившимися за сотни метров друг от друга, помогали укреплять семейные и общинные связи. Отмечались они широко и вольготно: устраивались гуляния, кулачные бои, ярмарки, а в Рождество посещали церковные службы, ходили по дворам славить Христа, гадали на будущее.
Новогодние праздники тянулись с Рождества Христова до Крещения и были, своего рода, магией, так как по этому периоду судили о том, каким будет предстоящий год. А ещё они были символикой, на которую накладывались определённые правила и запреты. Так, в это время нельзя было что-либо выносить из дома, так как это предвещало убытки семье. Нельзя было женщине первой входить в дом, так как её визит не предвещал хозяевам дома ничего хорошего, только несчастья. А вот, если в дом первым войдёт мужчина, да тем более с бородой, то это сулило только достаток.
В наше время мы не представляем новогодние праздники без праздничного стола и обилия кушаний. Вот и карелы так считали. По их мнению, в праздники столы должны были ломиться от еды, это предвещало, что весь год будет сытным. Обязательным блюдом были очень вкусные «пряженые» пироги, которые в некоторых деревнях Карелии хозяйки пекут и до сих пор, начинённые сахарным песком или толокном, а в некоторых случаях и солью. Молодёжь их использовала для гаданий. Важным блюдом на праздничном столе считалась ячневая каша. Карелы ей придавали символический, ритуальный характер: в полночь её жертвовали Морозу.
А ещё карелы почитали за главное рождественское угощение блины и сканцы. Причём блины не обычные, а овсяные. Рождественскими блинами угощали детей, которые после службы ходили славить Христа и пели колядки. Сканцы, начинённые пшеном или творогом, клали под образа, где они лежали до весны (начала сева), а потом скармливались скотине.
До революции Рождество имело большее значение, чем Новый год, прежде всего благодаря церковной атрибутике: праздничной литургии, колокольному звону, хождению по деревням христославов. Это придавало празднику наибольшую торжественность. У карел наряду со славлевнием Христа был распространён и ещё один древний обычай — коляда. Коляда придавала празднику своеобразную магию. Она была разнообразной, но всегда заключалась в едином: щедрым хозяевам желали получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми, благодарили за щедрые подарки и угощение, скупых всячески порицали.
Рождество сменялось святочными обрядами, главным участником которых выступали ряженые. В этом обряде принимали участие все, вне зависимости от возраста. Широко распространено было наряжаться в животных и птиц или в людей, принадлежащих к каким-либо социальным группам: нищего, цыгана, лесоруба, покойника. Любили переодеваться в одежду, принадлежащую другому полу — мужчины, например, охотно переодевались в женщин. Eсли ходили по избам, то для маскарада надевали шубу, вывернутую наизнанку, рубахи с вышивками, льняное полотно и т.п. с целью устроить какое-либо представление: «хождение вожака с медведем», «свадьба», например. Eдинственным условием было ни в коем случае не показывать никому своего лица, чтобы не быть узнанным. Поэтому на голову накидывали ткань, разукрашивались сажей.
В период святок было принято гадать. Девушки ходили слушать «духа святок» у проруби, под окнами домов, у хлевов, на полях, у риг или амбаров, на перекрёстке дорог. В Олонецкой губернии в Рождественские дни пекли специальное печенье в виде «уточек» и «оленей», а затем прятали их под воротами, считалось, что таким образом народ обеспечит себе богатый приплод скота и приучит скот приходить к ним летом во двор. Рождественские овсяные блины тоже были предметом для гаданий. Девушки в них проделывали дырки для глаз и пытались разглядеть сквозь него будущее. Ну, а ещё для гаданий использовали кольца, уголь от лучины, зеркало, решето, стакан с водой и т. д.
Заканчивались обходы домов ряжеными и народные гадания в Крещение купанием в иордани. Считалось, что купание в проруби помогает очиститься от грехов за весь святочный период. Купались по «завету», т. е. обету.
В целом рождественский период у древних карел ничем не отличался от Рождества всей Руси.
По материалам сайта http://karelinform.ru/news/
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…