Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Эссе Галины Сергеевны Рябковой, учителя физкультуры, тренера, председатель спортивного клуба «Ладога-Спорт» я давно сохранила в загрузках. Зацепило оно меня, педагога в третьем поколении. Что-то в нём трогало, что-то сердило, что-то хотелось уточнить, а что-то переписать.
Шло время, а я, в очередной раз наткнувшись на файл без имени, открыла, прочла и подумала: как правильно написано — стоит уточнить и опубликовать! Сколько бы я ни писала о Галине, лучше о ней не расскажет никто, чем она сама.
— Каждый день я выхожу из дома. И даже если ещё не вполне проснулась, то всё равно ноги сами приведут меня точно к школьному крыльцу. Мне уже кажется, что я всегда ходила в школу. Осенью, зимой и весной. Просто давно-давно, когда сама была ученицей, я не ходила сюда во время каникул. Постепенно и как бы само собой всё поменялось. Теперь мне в школу нужно ходить и на каникулах, и даже, нередко, в выходные. Я педагог. Я учитель. Я учу.
Но я не только учу кого-то, но и постоянно учусь сама. Каждый день меняются условия задачи, обстоятельства и слагаемые. И нельзя, как в детстве, списать или заглянуть в учебник, посмотреть в конце книги ответы. В каждом классе количество ежедневных задач равняется количеству детей. 25-30 задач на каждом уроке. Eсть и такие задачи, в которых условия меняются в ходе решения. <…> Уроки начинаются утром и заканчиваются днём. Одни учителя проверяют тетради, другие идут домой. Я после занятий готовлю детей к соревнованиям, турнирам. Готовлю всё необходимое на следующий день. Голова заполнена вопросами: как сгладить ожидаемую неудачу новенькой болезненной девочки, <… > как сдержать темперамент пресыщенного юного барчука, избалованного вседозволенностью и безнаказанностью в семье… Eсть много таких же мелких для отстранённого человека и таких важных для учителя вопросов.
А потом после уроков, по дороге домой, в магазине, да где угодно, я встречаю их, моих учеников. Они мои. <…> Мои дети. Их глаза всегда следят за мной, что и как я говорю, делаю, даже одеваюсь. Они впитывают всё. Они ищут противоречия, несоответствия в поведении взрослого, оправдания каким-то своим поступкам <…>. И мне нельзя недоговаривать, нельзя обманывать эти, такие доверчивые, глаза. Они всегда чувствуют фальшь, настроение, неуверенность. Именно поэтому я не могу ни на минуту, ни на несколько секунд взять перерыв, рекламную паузу для обдумывания ответа, нахождения верного решения. Выход, на мой взгляд, только один (он простой и древний, как мир) — любить свою работу, своих детей, верить в доброту, в их будущее, надеяться.
Надежда для педагога самый главный, если вообще не единственный помощник. К классической троице Вера — Надежда — Любовь, я добавлю Терпение. Терпение бесконечных реформаций, инноваций и других беспощадных «-аций», столь «радующих и упрощающих» жизнь обычных учителей, терпение вечного безденежья. <…>Грустно.
Но самое трудное, самое опасное для здоровья, как утверждают врачи, в моей работе, невозможность проявления эмоций: нельзя быть сердитой, когда хочется сердиться, нельзя закричать, когда хочется кричать, нельзя проявить слабость, когда хочется заплакать. <… > Нельзя даже, простите, чихнуть (если простужена) без риска безнадёжно «завалить урок».
Можно только в самой сложной, унизительной ситуации улыбнуться и ровным голосом сказать: итак, продолжим …
Как известно, на каждый урок положено составлять план. И он обязательно составляется. Но план это только карта для капитана корабля. На ней нет обозначения рифов, мелей, течений. На ней нет прогноза и предупреждений от МЧС о сильных порывистых ветрах, штормах. Eсть только пункты отправления и назначения. О всех катаклизмах, брожениях в команде, готовящихся «бунтах» нужно догадаться по приметам в ходе плавания. Eсть ветер в парусах или нет — никого не интересует. <… > И что б все матросы живы-здоровы, а сам корабль исправен и готов к следующему рейсу.
Мне кажется, что дети меня понимают. И понимают меня лучше, чем я их. <…> Бальзам на раны, если в детских голосах, я слышу радость от победы. Особенно от победы над своим неумением, кажущейся неуклюжестью, над своим страхом перед чем-то. <… > И я готова на всё, ради слов: «Ура! Получилось!» <…>
Завтра снова пойду на работу и, приближаясь к школе, всё чаще буду здороваться с моими детьми. Здороваться = желать здоровья: я — им, они — мне. <…> Потом, улыбаясь, буду здороваться в школе, тут к детям добавятся коллеги. Потом я зайду в спортзал, поздороваюсь с целым классом и почувствую, что я нужна им. Они верят мне, а потому я снова готова решать задачу с 25 или 30-ю неизвестными, ведь я — учитель…
Я — учитель! Как часто слышим мы это сочетание слов в разных интонациях. Но сколько бы ни прошло лет, для меня оно будет моим выбором, правильным, неслучайным. Выбором, которым я горжусь.
***
фото: Галина Сергеевна Рябкова;Галина с семьёй.;С коллегами.;;Педагог на уроках физкультуры и соревнованиях
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…