Главная / Дела и люди / Проблемы общения

Проблемы общения

С сочувствием, с жалостью или с презрением?

Отношение к инвалидам в нашем обществе — тонкая грань. В основном обычные здоровые люди не знают, как подойти к человеку с ограниченными возможностями, чтобы лишний раз не обидеть, не вызвать недовольства. По большему счёту окружающие делятся на тех, кто сочувствует инвалидам, жалеет их, и тех, кто к ним относятся с некоторым презрением. И сами инвалиды тоже истолковывают поведение здорового общества неоднозначно… Об этих проблемах я поговорила с психологом Вероникой Филипповой.

— Как стоит обращаться к инвалидам? Я знаю, что не всем нравится, когда их называют словом «инвалид», больше любят, когда называют «людьми с инвалидностью».

— В слове «инвалид» нет ничего плохого. Оно всего лишь означает, что у человека есть ограничения в здоровье. Инвалидность — это ведь не отличительная черта, это всего лишь физическое свойство нашего тела. И образ жизни от этого у нас не другой, особенный, а точно такой же, как и у всех остальных. Да, существуют определённые трудности, но они никак не влияют на жизнедеятельность людей с проблемным здоровьем в социуме как в таковом.

— Многие люди вообще боятся подходить к инвалидам, они не знают, как с ними обращаться, ведь для них они — люди больные.

— К любому человеку нужно обращаться по имени, а на работе — по имени и отчеству. Это не зависит от того инвалид ли ты, китаец, японец, худой, полный. Здороваться нужно с инвалидом, как и со всеми обычными людьми. Чтобы не получалось казусов, нужно присматриваться к другому человеку, допустим, если перед вашими глазами сидит инвалид по зрению и вы замечаете, что он не видит вас, то в этом случае стоит обратиться к нему по имени. В случае если человек с ограниченными возможностями пришёл или приехал на коляске вместе с сопровождающим, то ни в коем разе нельзя обращаться к сопровождающему, а не к инвалиду, по принципу «передай ему». Любой заслуживает того, чтобы к нему обращались лично. Другое дело, когда, допустим, за незрячего должен кто-то расписаться или оформить какие-либо документы — вот тут уже диалог идёт между теми, кто видит, потому что они получают одну и ту же информацию, и тут уже не нужно обижаться, а незрячему стоит объяснить, что в данный момент происходит оформление документов, зачитать текст.

— Бывают случаи, когда презрительно обращаются, используя слова «калека» «слепой».

— Всё зависит от того, с какой интонацией это сказано, чаще обижает не слово, а тон, взгляд.

— Знаю, что многим инвалидам не нравится, когда на них смотрят в открытую, буквально «пялятся» на них.

— Такое отношение может не понравиться не только инвалиду, но и любому другому человеку, который отличается от других. Но это не самое страшное, ведь, если все будут одинаковыми — станет неинтересно жить. Здесь тоже всё зависит от того, как именно на тебя посмотрели. Eсли показывали пальцем, привлекая внимание к вашей персоне, молча проследуйте мимо. В конечном итоге, такое поведение — обычное бескультурье.

— Как воспитывать в ребёнке вежливость к людям с инвалидностью?

— Eсли в вашем окружении есть люди с ограниченными возможностями, то можно сходить к ним в гости, чтобы убедиться в том, что они ничем не отличаются от других, подружиться, показать пример свободного общения. Eсли таких знакомых в окружении нет, то можно выйти в Интернет и вместе с чадом посмотреть художественные фильмы, фото и видео с мероприятий. Стоит поговорить с ним о том, что люди бывают разные.

— А если это не маленький ребёнок, а, допустим, уже подросток?

— Подросток — состоявшаяся личность. Верный способ — внедрение инклюзивного образования, когда дети с ограничениями в здоровье ходят учиться в один класс со здоровыми. Важен пример более взрослого авторитетного лица. Подростку необходимо показывать инвалидность так, чтобы не вызывать просто жалость. Лучше, если это будет рассказ о судьбе или истории жизни. Нужно дать понять, что сесть на коляску или ослепнуть может любой, но это не значит, что жизнь на этом заканчивается или стоит над этим смеяться.

— Школьные учителя, наверное, не всегда могут заступиться за ученика с инвалидностью, и в итоге подростки инвалидов не понимают, от них могут поступать какие-то насмешки, издёвки.

— Всё зависит от педагога. Сейчас политика изменилась в лучшую сторону. В школах страны реализуется программа «Доступная среда», которая предусматривает специальные условия, обучение инвалидов в общеобразовательной школе и подготовку педагогов. Инвалид должен по жизни идти, просто понимая, что он — полноправный гражданин своей страны. Как психолог могу сказать, что самое главное, чтобы человек был нужен сам себе и, обязательно, своим близким. Самое главное — инвалид должен любить и уважать сам себя, и тогда он будет нужен остальным.

— Часто инвалидов считают нетрудоспособными. Намекают, что кроме компьютера и дивана для них ничего не может и быть.

— Ну, «лежать на диване» может и здоровый, и таких прецедентов вполне достаточно. Решать это только ему самому вместе с семьёй и, наверное, тому работодателю, который согласился принять его на работу.

В завершении интервью Вероника Анатольевна пожелала людям с ограниченными возможностями в любой ситуации оставаться человеком, уважающим себя, свою личность, своё достоинство, а свою инвалидность убрать на второй — десятый план, «не проносить её как знамя», чтобы она не мешала обычной жизни.

***
фото:

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

Новое в законодательстве

ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФОНДА РФ Со следующего года компенсационная выплата лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы и гражданами старше 80…

Читать Далее