Шагаем в новый год
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Тот, кто имеет детей школьного возраста, знает, какие проблемы с обучением встречаются на пути детей и родителей. Отправив малыша в первый класс, на ближайшие девять (11) лет семья получает массу проблем (форма, учебники, репетиторы, экзамены обязательные и добавленные по инициативе школ, навязанные элективные курсы, старые стулья (портящие одежду), ремонт классов…). Станет ли школа лучше? Об этом 6 июля в Москве говорила министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
Она анонсировала масштабную реформу школьного образования в России — передачу школ от муниципальных властей региональным. Выступая на заседании комитета Государственной Думы по образованию и науке, министр отметила, что «когда принималась реформа, это был один исторический период, теперь настал период, когда должны появиться «государственные школы», то есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления (сейчас школы находятся «вне государственной опеки и заботы»).
В 2004 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В связи с этим, учредителями абсолютного большинства школ РФ стали являться муниципальные власти, и ответственность за качество оказываемых образовательных услуг тоже лежит на муниципалитетах. Как правило, районные бюджеты очень слабые, единственное счастливое исключение составляют Москва и Санкт-Петербург, где муниципалитет и регион в одном лице. Поэтому там все школы называются государственными, а все остальные — муниципальными. По словам министра, нынешняя система, когда школы подчиняются муниципальным властям, неэффективна и требует перемен — в частности, для укрепления вертикали управления с Минобрнауки во главе. Васильева отметила, что муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. И мы это знаем по собственному опыту. Все обращения родителей и учителей в Министерство образования РК, к примеру, отсылаются на муниципальный уровень, и часто не приводят к достижению результата. «Поскольку муниципальная власть не имеет достаточных средств, качество образования, независимо от количества учебников, не будет соответствовать требованиям и тренду о единстве образовательного пространства на всей территории РФ. Сегодня в нашей стране 44 тысячи общеобразовательных учреждений и все очень разные по своим ресурсным возможностям. К примеру: в одной из областей РФ — двадцать два района, соответственно, на муниципалитет требуется отдельный управленец, компетентность которого во многом зависит от его личностных качеств, от образования и понимания ситуации. Поэтому, гораздо проще найти высокопрофессионального менеджера-управляющего на один уровень, чем закрепить отдельного управленца за каждым районом. Соответственно, если будет убрано ещё одно звено управления, произойдет значительная экономия средств в системе образования. Кроме этого, ослабнет и бюрократическое давление на педагогов со стороны проверяющих специалистов. Дело в том, что как только назначается какой-нибудь муниципальный чиновник на определённую должность, он должен проявлять определённую форму деятельности, которая заключается в бесконечных проверках с требованием предоставить отчеты и аналитические планы», — считает директор московского центра образования «Царицыно», народный учитель России Eфим Рачевский. С этим сложно не согласиться.
По мнению Eфима Рачевского, новая реформа начнется с пилотного проекта: 16 регионов уже изъявили желание участвовать в нём, а в Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге он уже стартовал. Для распространения реформы по всей стране понадобятся законодательные изменения. «С передачей школ от муниципалитетов к регионам автоматически ликвидируется промежуточное звено в управлении системы образования. Как правило, муниципальный уровень управления образования самый слабый, в том числе и по своей компетентности. Следовательно, передача полномочий регионам приведёт к укреплению материально-финансовой базы и увеличит ресурсные возможности школы. Плюс ко всему, произойдет ликвидация еще одного звена в управлении образовательными учреждениями, и таким образом, реализуются в полном объеме требования 83 Федерального закона. Как заявила министр образования и науки РФ, полномочия по управлению школами планируется передать от муниципалитетов к регионам менее чем за три года. «У нас нет 5-10 лет. Я думаю, это будет даже быстрее, чем за три года, потому что это необходимость времени», — сообщила глава Минобрнауки. По мнению Васильевой, данная модель управления является наиболее эффективной и не требует затрат.
Рачевский считает, что административная реформа в сфере общеобразовательной системы — вещь правильная, которая давно уже назрела. Нереально в нынешних условиях обеспечить хорошее качество образования без должной ресурсной поддержки. Поэтому, если задуманную идею удастся воплотить, это неизбежно вызовет качественные изменения во всей системе образования России, а также положительно отразится и на муниципальном уровне.
Думается, решатся тогда, пусть не все, но хотя бы некоторые вопросы из числа тех, что активно задавали жители Лахденпохья на встрече с А.О. Парфенчиковым (сбор средств на ремонт, учебники, вопросы подвоза детей и другие).
***
фото:
Очередной год пролетел совсем незаметно. И вот он — новый 2025-й, полный надежд и планов. Они сбудутся, безусловно, сбудутся, главное…
Сотрудниками УФСБ России по Республике Карелия раскрыто преступление экономической направленности при реализации проекта по глубокой модернизации производственных мощностей АО «Онежский…
19 декабря верующие Сортавальского Никольского храма торжественно отметили престольный праздник на Божественной Литургии. Eще два литургических богослужения совершились 21 и…