Главная / События и факты / Школьная реформа грядёт. Как грамотно подготовиться?..

Школьная реформа грядёт. Как грамотно подготовиться?..

В прошлую среду, 28 октября, в школе №6 г. Сортавала состоялся экспертно-проектировочный семинар «Современные модели организации образовательного процесса, обеспечивающие повышение доступности к качественному обучению и рост эффективности деятельности образовательных организаций и профессиональной деятельности педагогов».

В школьном актовом зале собрались руководители и педагогические работники образовательных организаций Сортавальского муниципального района (СМР), представители органов управления образованием и специалисты администрации СМР, представители администраций городских и сельских поселений, родительских комитетов школ района.

Участниками семинара также стали специалисты Министерства образования Республики Карелия и различных образовательных учреждений республиканской столицы (кандидаты педагогических наук, заслуженные учителя и работники образования РК).

О целях и задачах образовательного форума рассказал Михаил Огнев, начальник отдела комплексного анализа и мониторинга Министерства образования РК.

— Главная наша цель — проектирование новых моделей организации образования в Сортавальском районе, — отметил докладчик. — Основой для этого будет комплексный анализ равенства доступности к качественному образованию всех обучающихся детей. В ближайшей перспективе предстоит создать эффективные модели организации образовательного процесса, как в дошкольных, так и в общеобразовательных организациях, причём в условиях обновления содержания образования, внедрения стандартов нового поколения.

Первоочередные задачи — это проведение глубокого анализа, позволяющего определить, насколько качественно и эффективно проходит процесс обучения детей сегодня в муниципальной системе образования Сортавальского района.

На семинаре также выступили другие специалисты Минобразования РК. Говорилось, в частности, о необходимости оценить состояние образовательных возможностей и последующих изменений в целях повышения эффективности результатов деятельности в процессе внедрения современных моделей организации образования.

Особый интерес у участников семинара вызвало выступление председателя районного комитета образования администрации муниципального Сортавальского района Ольги Волосниковой, в нём красной нитью проходила мысль: важно в период реформирования системы образования постараться сохранить всё лучшее, что было достигнуто ранее, и выполнить требования, продиктованные сегодня федеральным законодательством. «Соответственно, организовывая работу по внедрению современных моделей профильного образования в старших классах, следует действовать очень осторожно и крайне взвешенно», -подчеркнула Ольга Михайловна.

Во второй половине дня прошла групповая практическая работа. Участники семинара разбились на три группы: дошкольные учреждения, городские школы и организации дополнительного образования детей, сельские школы. Надлежало спроектировать варианты так называемых интегративных моделей организации общего и дополнительного образования на основе современных моделей. Потом были подведены промежуточные итоги групповой работы.

Завершающей точкой стала дискуссия по представленным проектам и планам реорганизации системы образования и подведение итогов семинара.

Наша редакция провела телефонный блиц-опрос среди руководителей, специалистов образовательных организаций и представителей родительских комитетов Сортавальского района с просьбой поделиться своим мнением о прошедшем семинаре и о грядущей реорганизации системы образования. Были получены различные ответы. Представляем их вниманию читателей.

Юрий Викторович Максимов, директор средней школы №7 (Хелюльское городское поселение), председатель Совета руководителей образовательных учреждений Сортавальского района.

— Российское образование на протяжении нескольких лет всё модернизируется, и это по-разному сказывается на образовательном процессе. Приведу такой пример. Сортавальский район, прежде занимавший лидерские позиции в области образования в Республике Карелия, в 2015 году, по ряду объективных причин, несколько снизил планку. Думается, это временное явление: потенциал наших школ очень высок.

Сегодня многие из граждан наслышаны о таком понятии, как федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В рамках этого стандарта теперь педагогический коллектив нашей школы постепенно работает с учениками с 1-го по 5-е классы. А вот в школах №1 и №3 в городе Сортавала на два года раньше начали внедрение ФГОСа, поэтому стандарт в старшей школе будет вводиться уже в 2018 году.

В целом реформирование старших классов по образовательному стандарту должно завершиться в стране к 2020 году.

Такая реформа подразумевает введение профильного обучения в школах, к которому надо целенаправленно готовиться уже сегодня. Для этого существует ряд параметров. Так, в 8-9 классах будет вводиться предпрофильное обучение. По сути, наши дети должны будут раньше, чем это было в предыдущие годы, определиться с выбором будущей профессии.

Реформа образования затрагивает многие аспекты. На семинаре, в частности, мы рассматривали несколько моделей, в том числе модель сетевого взаимодействия, где каждой из школ предстоит реализовывать какой-то профиль. Например, в школе №1 уже есть математическое и гуманитарное направления. И это хорошо. Школьники, склонные к техническим наукам, выбирают математический профиль. А те ребята, кто имеет тягу к гуманитарным наукам, выберут, соответственно, одноимённый профиль.

Большинство выпускников 11-х классов стремятся потом продолжить образование в вузах. Но почему-то никто из родителей и повзрослевших детей не задумывается о том, будет ли востребована огромная армия новоиспечённых специалистов с высшим образованием в стране?!! Не секрет, что мы часто сталкиваемся с такими жизненными ситуациями, когда выпускник ПТУ, например, и выпускник вуза потом вместе устраиваются на обучение такой востребованной специальности, как. «тракторист». Вывод: и государство, и мы в убытке от такого нерационального подхода в вопросах подготовки трудовых ресурсов.

Теперь что касается семинара. Бесспорно, изменения в организации процесса образования в Сортавальском районе уже назрели. Поэтому всем нам важно найти ту золотую середину, которая позволит достичь наиболее весомых результатов. Реорганизация системы образования потребует большой работы.

Как известно, в районе действует семь средних и пять основных школ.

Вот как мне, например, представляется переход на обучение в рамках новой модели реформирования. К примеру, старшеклассники нашей школы будут учиться пять дней в стенах родного учреждения по базовой программе, а 6-й день — в школе №1, где смогут получить профильное образование. Это нововведение не потребует больших финансовых затрат. Я уточняю, что речь веду о школах, расположенных в городской черте или вблизи города.

Предстоит всестороннее обсуждение той или иной профильной модели. Её введение просто необходимо, для того чтобы наши дети стали более конкурентоспособными. Это, во-первых. Во-вторых, благодаря реформе образования удастся ограничить систему платного репетиторства, что в последние годы приняло большой размах. Таким образом, нам удастся удовлетворить запросы и родителей, и детей.

Надо пробовать! Этот семинар даёт толчок к добрым переменам. Сортавальский район на фоне образовательных учреждений Северо-Запада всегда выглядел достойно. И теперь мы не должны отступать от занятых рубежей!

Любовь Вениаминовна Пошалова, учитель Кааламской средней школы.

— Считаю, на семинаре состоялся важный, полезный разговор. Разговор был непростым. Все мы осознаём уровень ответственности, которая лежит на нас. Нами рассматривались всевозможные варианты. Хотя, конечно, наши семинарские решения, как говорится, пробные.

Впереди предстоит большая напряжённая работа. Безусловно, мы должны быть готовы к тому, что с 1 сентября 2018 года будет введён стандарт в старшей школе. Есть понимание того, что любая средняя школа должна стать профильной. Вопрос стоит только в том, как правильно организовать профильное обучение в условиях сельской школы.

Если учитывать только объёмные показатели, то есть, количественный состав детей, то, возможно, придётся оставить вместо пяти действующих только две средние школы — одну в городском округе, другую — в Вяртсильском или Кааламском поселениях. Но надо учитывать и кадровую обеспеченность школ, особенно высокопрофессиональными учителями, и, самое главное, результативность работы школы, что определяется качеством знания обучающихся.

Возьмём, к примеру, среднюю школу в Вяртсильском городском поселении. В ней обучаются 300 школьников, из них — более 40 ученики 10-х и 11-х классов. Это, говоря языком специалистов, неплохой объёмный показатель. То есть, с учётом данного показателя ликвидировать там среднюю школу нельзя.

Вместе с тем, большой потенциал есть и у нашей Кааламской школы: она является лидером среди школ района по качеству ЕГЭ в 2015 году. Но, из-за неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся лет 15-20 назад, пока наполняемость в старших классах невысокая. Так что, наш педагогический коллектив не стоит горой за то, чтобы стать профильной средней школой в Кааламском «кусте». Мы готовы к тому, что другие образовательные учреждения вполне могут профессионально организовать профильный процесс.

Например, если средние профильные школы организуют в Вяртсиля и в городе Сортавала, то наши старшеклассники, конечно же, предпочтут ехать в город.

Участие в практической работе семинара показало вариативность моделей для реализации.

Всего два года осталось до начала нововведения. Подготовка начнётся сейчас. Разумеется, предстоит рассмотреть все вопросы и с точки зрения экономики.

Те или иные модели будут активно обсуждаться совместно с основными заказчиками — родительской общественностью. Лишь только после этого, надеемся, всё будет скрупулёзно взвешено и решено.

Роман Николаевич Гулевич, председатель родительского комитета Вяртсильской средней школы.

— Реорганизация системы образования предполагает сокращение количества действующих ныне средних школ в Сортавальском районе. Возможно, снизится нагрузка в школах, вследствие этого может сократиться педагогический коллектив.

Законом во главу угла ставится эффективность и доступность качественного образования. Так давайте будем к этому стремиться! Взять, например, посёлок городского типа Вяртсиля. В нём проживает более трёх тысяч населения, в средней школе учатся более трёхсот детей. Посёлок развивается, имеет блестящие перспективы. Действует Вяртсильский метизный завод, который даёт району значительные налоговые поступления. Поселок включён в федеральную программу развития российских моногородов. Чтобы привлечь молодых специалистов в посёлок Вяртсиля, в основном, семейных, необходимо сохранить статус средней школы и, возможно, на её базе в ближайшей перспективе создать профильный центр.

На мой взгляд, внедрение новой модели образования в старших классах одновременно будет связано с решением некоторых проблемных вопросов в районе — от этого никуда не деться. Не секрет, что уже сегодня районные школы сталкиваются, например, с такой проблемой, как низкая обеспеченность школьными автобусами при доставке детей из маленьких посёлков в более крупные, где открыты школьные учреждения. Так, сегодня из Рускеала детей возят в Кааламскую среднюю школу, из Партала — в Пуйккольскую. Требования к содержанию школьного транспорта очень строгие, школы штрафуют за любое отклонение от нормы. Сложно представить, насколько эффективно удастся властям обеспечить массовую перевозку детей, когда количество средних школ сократится.

Словом, требуется сначала, что называется, обкатать все модели. Взвесить всё тщательно и только потом решить, в каких населённых пунктах устраивать профильные центры. Стоит глобальная задача — создать новую образовательную сеть в районе.

***
фото: Рабочий момент семинара.;Выступает председатель районного комитета образования администрации Сортавальского муниципального района Ольга Волосникова.

0

Оставить комментарий

Похожие записи:

А ну-ка, мамы!

В городе Сортавала продолжилась ещё одна замечательная традиция — в Социально-культурном молодёжном центре прошла программа «А ну-ка, мамы!» И пусть…

Читать Далее